Поэтика ранней малой прозы В. В. Набокова: из рассказов, не опубликованных при жизни писателя

Зоя Сергеевна Потапова

Аннотация


В статье рассматривается раннее творчество В. Набокова – малая проза, не публиковавшаяся при жизни писателя. Рассказы «Говорят по-русски», «Звуки» и «Боги», будучи написанными в 1920-е годы, стали доступны русскоязычному читателю только в XXI веке. Публикация «Полного собрания рассказов» продемонстрировала не только общественный интерес к произведениям автора, но и подняла актуальный вопрос для литературоведов, изучающих наследие Набокова: роль и место неизвестных рассказов в общем контексте творчества писателя и научном дискурсе.
Целью данной работы является анализ поэтики рассказов Владимира Набокова «Говорят по-русски», «Звуки», «Боги» и сопоставление их с другими текстами писателя. Использование сравнительного метода позволило рассмотреть рассказы в их взаимодействии друг с другом, а также с такими знаковыми произведениями, как «Другие берега», «Машенька», «Дар», рассказами «Ассистент режиссера», «Рождество», драматургией. Вследствие этого были выделены общие для всего творчества автора тенденции, наметившиеся уже в эпоху первых серьезных обращений к прозе и получившие развитие и концептуальную оформленность в зрелый период: мотив ностальгии, образ России как утраченного рая, раскол мир на эмигрантский и советский, лиризм и импрессионизм прозы.

Ключевые слова


Набоков, рассказ, поэтика, «диалогичность» творчества, импрессионизм, двукомпонентные имена.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.