Тыдым-Кыштым: мифопоэтика пространства в творчестве А. Петрушкина
Аннотация
Статья посвящена изучению мифопоэтики пространства в поэзии А. Петрушкина. Материалом для исследования послужила книга стихотворений «Геометрия побега», а также эгодокумент «Тыдымский дневник. Воспоминания об Эдеме», в котором поэт раскрывает смысл обозначения Кыштыма окказиональным топонимом «Тыдым» и мифологизирует его. Мифологизация пространства в поэзии современных Уральских авторов является трендом, ключевым элементом литературной стратегии таких поэтов как Виталий Кальпиди, Янис Грантс, Александр Самойлов и др. В своем творчестве Александр Петрушкин во многом продолжает традиции уральских мифотворцев. В статье определены принципы формирования мифологизированного пространства: А. Петрушкин отходит от классического описания городского пространства. Тыдым представлен поэтом как параллельная Кыштыму реальность, мифологизированное пространство, наполненное христианскими и античными мифологемами. В образе Тыдыма Петрушкин видит реальность сопоставимую с чистилищем, реальность, наполненную образами смерти, перерождения. Проанализированы основные образы и мифологемы, которыми наполнен хронотоп Тыдыма, рассмотрен метареалистичный подход к формированию природных образов в синтезе с христианским мифологемами.
Ключевые слова
Миф, мифопоэтика, художественное пространство, локальный текст, уральский текст, Александр Петрушкин, Тыдым.
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.