Граница жизни и смерти как основа коллизии в новеллистике рубежа XIX–ХХ вв.

Наталья Эдуардовна Сейбель

Аннотация


В статье рассматриваются тексты Ф. М. Достоевского, Г. Майринка, Фр. Кафки и Лу Синя, разворачивающиеся на стыке повседневного и мистического, реального и инфернального, что позволяет системно описать, во-первых, формы и направления саморефлексии рассказчиков, осмысляющих границу жизни и смерти, во-вторых, онтологию, составляющую основу художественного мира текстов 70-х гг. XIX в.–20-х гг. ХХ в. Во всех четырех текстах граница смерти – могила, памятник – составляет основу хронотопа и становится почвой концентрации ценностных переживаний, организующих внутренний мир человека. В качестве исходного в статье выступает положение о том, что «кладбищенский» текст неизбежно отражает религиозные и космогонические представления автора, содержит координаты его миростроения. Подробно освещаются вопросы связи коллизии столкновения героя со смертью и осуществляемого им этического выбора.
Сравнительно-типологический анализ позволяет выделить семантический ореол повторяющейся в текстах коллизии, включающий переход в онейрическое пространство, испытание, шанс на исправление, моделирование «промежуточного мира», в котором человек, освобождающийся от социальных обязательств и страхов, проявляет всю полноту своего «Я», вынесенный ему автором и высшими силами приговор.

Ключевые слова


коллизия, «кладбищенский» текст, онейрическое пространство, испытание, Ф. М. Достоевский, Г. Майринк, Ф. Кафка, Лу Синь

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.