Визуальная иконичность в русской поэтической традиции

Мария Павловна Двойнишникова, Татьяна Федоровна Семьян

Аннотация


Статья посвящена уточнению вопроса понятия «визуальная поэзия». Современное отечественное и зарубежное литературоведение не дает однозначного определения этому явлению, использует разные синонимы («графическая поэзия», «фигурная поэзия», «конструктивистская поэзия», «конкретная поэзия», «симультантная поэзия», «иконическая поэзия», стихографика, видеопоэзия, медиапоэзия, «optic poetry», «picture poetry», «iconic poetry» и др.), а также предлагает весьма запутанные и неоднозначные классификации типов текстов такого рода.
В связи с этим ряд исследователей предлагает ввести более широкий термин «иконичность», которая определяется как семиотическая и поэтическая категория и строится на основе трех репрезентаций: визуальных, слуховых (аудиальных) и когнитивных (символических). Любая поэзия определяется как визуальная сама по себе, так как является письменной и выраженной знаками, а ее образность создается и усиливается разными средствами. Тот вид текстов, который называется «визуальной поэзией», обладает высокой степенью наличия именно визуальных приемов, так называемой «визуальной иконичностью», но не ограничивается ею, а подчеркивается и другими типами иконичности.
В связи с наличием в современном литературоведении разных точек зрения предлагается разобраться с определениями «визуальность» и «иконичность», которые определяются как поэтические категории текста.

Ключевые слова


поэзия, визуальность, иконичность, «carmina figurate», фигурные стихи.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.