Идиллические образы и мотивы в лирике В. Я. Брюсова

Светлана Васильевна Бузина, Вера Владимировна Королева

Аннотация


В статье рассматриваются идиллические образы и мотивы в поэзии В.Я. Брюсова, появление которых обусловлено творческим исканиям поэта, а также самой эпохой Серебряного века, возро-ждавшей мифологические культурные модели. В результате исследования делается вывод, что жанры идиллии и буколики в чистой форме в поэзии В.Я. Брюсова почти не встречаются, но различные модификации идиллико-пасторальной тематики и поэтики оказываются созвучными творческим исканиям поэта (возрождение мифологических культурных моделей). Черты идиллического жанра обнаруживаются во многих стихотворениях Брюсова в образе поэта-пастуха (ст. «Халдейский пастух» (1898) и «Побег пастуха» (1908)), образе статуи (богиня Диана в стихотворении «Она в густой траве запряталась ничком…» (1894)), описании живописных полотен и произведенных ими впечатлений, а также в использовании характерных для поэтики идиллии элементов: экфрасис (ст. «Вечерний Пан» (1914)), мотив тайного наблюдателя, элементы идиллического пейзажа и др. Важной вехой в трансформации идиллического жанра в творчестве Брюсова становится цикл «Элегии и буколики» (1907), восходящий к традиции поэта Вергилия. Лейтмотивы одиночества, разрушения и смерти, пронизывающие брюсовские стихотворения, приводят к появлению в его художественном мире оппозиции античный мир (идиллия) – современный мир (антиидиллия), что отражает кризисное мироощущение эпохи. Идиллическая традиция в XX веке становится средством, оттеняющим безысходность, трагичность человеческого существования в новом веке.

Ключевые слова


В.Я. Брюсов, идиллические мотивы, античные статуи, экфрасис, мотив тайного наблюдателя, элементы идиллического пейзажа.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.