Вертикальная структура как основная пространственная концепция в уральской поэзии
Аннотация
Исследование посвящено анализу пространственной организации уральской поэзии, в которой особую роль играет вертикальная структура художественного мира. Актуальность работы обусловлена растущим интересом к региональным литературным традициям и необходимостью комплексного изучения пространственной семантики с применением цифровых методов анализа. Цель исследования – выявление ключевых пространственных образов уральской поэзии и анализ их взаимодействия в системе бинарных оппозиций. Материалом исследования стал 4-й том Антологии уральской поэзии, который представляет современный поэтический дискурс региона. В рамках работы был создан частотный словарь пространственных лексем, что позволило выделить наиболее значимые образы и определить их роль в формировании художественного пространства. Контекстуальный анализ текстов выявил устойчивые пары-противопоставления, организующие вертикальную структуру уральской поэзии. Результаты исследования показали, что художественное пространство уральской поэзии строится на взаимодействии природных и урбанистических локусов, где ключевыми пространственными концептами являются небо и Урал. Оппозиции «верх – низ», «город – природа» и «человек – пространство» определяют динамику поэтического мира, отражая как традиционные мифопоэтические мотивы, так и индивидуальные авторские стратегии. Полученные данные способствуют расширению представлений о пространственной организации региональной поэзии и демонстрируют эффективность цифровых методов в литературоведческом анализе.
Ключевые слова
уральская поэзия; художественное пространство; частотный словарь; пространственная семантика; вертикальная структура; локальный текст
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.