О деятельности мастеров Троице-Сергиевского монастыря в области древнерусского музыкального искусства (на примере творчества Ло гина Шишелова)

Николай Павлович Парфентьев, Наталья Владимировна Парфентьева

Аннотация


Авторами на основе документальных источников раскрываются особен-
ности деятельности монастырских мастеров церковно-певческого искусства
XVI—XVII вв. Уделяется внимание общему устройству монастырских хоров,
вопросам содержания и музыкального творчества их клирошан. Центральная
тема исследования — деятельность мастеров пения Троице-Сергиевского монастыря — мощного центра древнерусской культуры, тесно связанного с Москвой.
Здесь в течение десятилетий руководство хором осуществляли мастера, при-
шедшие из столицы. Сюда особенно часто наведывались цари и патриархи со
своими хорами, сопровождавшими богослужения совместным пением с хором
иноков. Авторы приходят к выводу, что общие церковно-певческие традиции
монастыря формировались именно как московские. Клирошане, часто при-
ходившие из разных районов страны, осваивая эти местные традиции, при-
вносили и новый усвоенный ими ранее музыкально-интонационный материал
(прежде всего в разводы мелодических формул, строк песнопений). Так «вну-
три» региональной школы возникали особые, монастырские, распевы. Попав
в певческие сборники, они начинали свое бытование в профессионально-
музыкальной среде. Своеобразие творчества троицких иноков исследуется
на примере произведений выдающегося головщика Логина Шишелова (ум.
1624). Представленный обзор деятельности клирошан показывает, что не
редко они были подлинными мастерами в области музыкального искусства,
являя собой наиболее образованную часть монастырских иноков.


Ключевые слова


древнерусское церковно-певческое искусство, монастырские певчие-клирошане, хор Троице-Сергиевского монастыря, творчество троицких распевщиков, Логин Шишелов.

Полный текст:

PDF

Литература


См.: Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-Восточной России. — М., 1881. — С. 129.

В 1563 г. один из Ступишиных — Трифон, епископ

Суздальский — был поставлен в архиепископы Полоц-

кие (РИБ. — СПб., 1876. — Т. 3. — Стб. 175).

Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева

О деятельности мастеров Троице-Сергиевского

монастыря в области древнерусского музыкального искусства…

, т. 13, № 1 103

АИ. — СПб., 1841. — Т. 1. — С. 385.

АИ. — Т. 1. — С. 386; Смирнов С. Историче-

ское писание Савво-Сторожевского монастыря. — М.,

— С. 15.

См.: Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое

искусство в духовной культуре Российского государства

XVI—XVII вв. — Свердловск : УрГУ. — С. 172.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.