Автопортреты художника Н. А. Русакова (1888—1941) как воплощение творческого принципа двойного кодирования

Галина Семеновна Трифонова

Аннотация


Анализируется автопортрет в отечественном изобразительном искусстве
первой трети ХХ столетия, роль и смысловое наполнение жанра на примере
произведений мало известного академической искусствоведческой науке художника Н. А. Русакова — основоположника профессионального изобразительного искусства на Южном Урале и в Челябинске. Раскрываются особенности автопортрета в искусстве 1910—1930-х годов, связанные с динамизмом социальной реальности и художественных процессов эпохи социальных потрясений, обостренно переживаемых личностью художника и нашедшие отражение в цвето-пластических, композиционных и образно-феноменологических характеристиках сплава времени, личности, творчества.


Ключевые слова


автопортрет, стили искусства первой трети ХХ века, модерн, постимпрессионизм, неопримитивизм, кубофутуризм, конструктивизм, социалистический реализм, монументализация, экзистенция и самопознание творческой личности художника.

Полный текст:

PDF

Литература


Тома Л. А. К вопросу о дифференции портрета как

жанра живописи// Советское искусствознание ’77. —

Вып. 1. — М. : Советский художник, 1978. — С. 246.

Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в

эпоху перемен. Россия XVII столетия. — М. : Индрик,

— С. 41—48.

Вдовин Г. Становление «я» в русской культуре

XVIII и искусство портрета. М. : Наш дом — L’Age

d’Homme, 1999. — С. 192—229.

Подробнее, напр., см.: Трифонова Г. С. Николай

Русаков Жизнь и творчество. 1888—1941. «…Я смотрел

зачарованным глазом…» — Челябинск : ЧОКГ, 2004;

Трифонова Г. С. Художественная культура Южного Ура-

ла (1900—1980-е гг.). Художественная среда. Музей. Ху-

дожники : монография. — Челябинск : ЮУрГУ, 2009.

Трифонова Г. С. Творческая личность и искусство в

темпоральном соизмерении. Восток в творчестве живо-

писца Н. А. Русакова. — С. 273—276.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.