Автопортреты художника Н. А. Русакова (1888—1941) как воплощение творческого принципа двойного кодирования
Аннотация
Анализируется автопортрет в отечественном изобразительном искусстве
первой трети ХХ столетия, роль и смысловое наполнение жанра на примере
произведений мало известного академической искусствоведческой науке художника Н. А. Русакова — основоположника профессионального изобразительного искусства на Южном Урале и в Челябинске. Раскрываются особенности автопортрета в искусстве 1910—1930-х годов, связанные с динамизмом социальной реальности и художественных процессов эпохи социальных потрясений, обостренно переживаемых личностью художника и нашедшие отражение в цвето-пластических, композиционных и образно-феноменологических характеристиках сплава времени, личности, творчества.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Тома Л. А. К вопросу о дифференции портрета как
жанра живописи// Советское искусствознание ’77. —
Вып. 1. — М. : Советский художник, 1978. — С. 246.
Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в
эпоху перемен. Россия XVII столетия. — М. : Индрик,
— С. 41—48.
Вдовин Г. Становление «я» в русской культуре
XVIII и искусство портрета. М. : Наш дом — L’Age
d’Homme, 1999. — С. 192—229.
Подробнее, напр., см.: Трифонова Г. С. Николай
Русаков Жизнь и творчество. 1888—1941. «…Я смотрел
зачарованным глазом…» — Челябинск : ЧОКГ, 2004;
Трифонова Г. С. Художественная культура Южного Ура-
ла (1900—1980-е гг.). Художественная среда. Музей. Ху-
дожники : монография. — Челябинск : ЮУрГУ, 2009.
Трифонова Г. С. Творческая личность и искусство в
темпоральном соизмерении. Восток в творчестве живо-
писца Н. А. Русакова. — С. 273—276.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.