Специфика ранних буквенных помет в русс кой нотации «стихир евангельских» византийского императора Льва VI
Аннотация
В статье сообщается о ранних буквенных пометах древнерусской крюковой
нотации (до реформы Александра Мезенца) в цикле Cтихир евангельских
«творения» византийского императора Льва VI Мудрого из певческих руко-
писей первой половины XVII в. Особенностью помет в некоторых рукописях
является их неравномерное проставление, а также наличие загадочных точек,
певческое значение которых утрачено. В отличие от более поздних «мезенцев-
ских» помет, точно фиксировавших высоту невм, ранние пометы лишь опреде-
ляли звуковысотные области напева — «верх» и «низ» и, предположительно,
обозначали исполнительские приемы. Это особенно важно для исполнения
мелизматического «большого» распева Стихир евангельских. Специфика
данных помет также характеризует состояние теории музыки того времени.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Александр Мезенец и прочие. Извещение… жела-
ющим учиться пению (1670 г.) / введ., публ., пер., исто-
рическое исслед. Памятника Н. П. Парфентьева ; комм.
и исследование Памятника З. М. Гусейновой. — Челя-
бинск, 1996.
Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца
и теория музыки XVII века / З. М. Гусейнова. — СПб.,
— 226 с.
Мосягина Н. В. Домезенцевские пометы в теорети-
ческих руководствах и распевах XVII века / Н. В. Мося-
гина // Певческое наследие Древней Руси (история, тео-
рия, эстетика). — СПб., 2002. — С. 159—163.
РГБ. Ф. 299. № 212.
РНБ О. XVII. 19.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.