Специфика ранних буквенных помет в русс кой нотации «стихир евангельских» византийского императора Льва VI

Анжела Григорьевна Хачаянц

Аннотация


В статье сообщается о ранних буквенных пометах древнерусской крюковой
нотации (до реформы Александра Мезенца) в цикле Cтихир евангельских
«творения» византийского императора Льва VI Мудрого из певческих руко-
писей первой половины XVII в. Особенностью помет в некоторых рукописях
является их неравномерное проставление, а также наличие загадочных точек,
певческое значение которых утрачено. В отличие от более поздних «мезенцев-
ских» помет, точно фиксировавших высоту невм, ранние пометы лишь опреде-
ляли звуковысотные области напева — «верх» и «низ» и, предположительно,
обозначали исполнительские приемы. Это особенно важно для исполнения
мелизматического «большого» распева Стихир евангельских. Специфика
данных помет также характеризует состояние теории музыки того времени.


Ключевые слова


древнерусское певческое искусство, певческая рукопись, Стихиры евангельские, крюковая нотация, буквенные пометы.

Полный текст:

PDF

Литература


Александр Мезенец и прочие. Извещение… жела-

ющим учиться пению (1670 г.) / введ., публ., пер., исто-

рическое исслед. Памятника Н. П. Парфентьева ; комм.

и исследование Памятника З. М. Гусейновой. — Челя-

бинск, 1996.

Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца

и теория музыки XVII века / З. М. Гусейнова. — СПб.,

— 226 с.

Мосягина Н. В. Домезенцевские пометы в теорети-

ческих руководствах и распевах XVII века / Н. В. Мося-

гина // Певческое наследие Древней Руси (история, тео-

рия, эстетика). — СПб., 2002. — С. 159—163.

РГБ. Ф. 299. № 212.

РНБ О. XVII. 19.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.