Организация культурно-воспитательной работы в лагерях ГУЛАГ а на строительстве Трансполярной магистрали Чум — Салехард — Игарка (1947—53 гг.)

Вячеслав Алексеевич Калинин

Аннотация


С возникновением и развитием советской уголовно-исполнительной системы, с расшире-
нием сети лагерей и колоний ОГПУ — НКВД — МВД СССР появилась своеобразная лагер-
ная субкультура, которую можно охарактеризовать как компенсаторно-творческий механизм адаптации и самореализации личности в экстремальных условиях заключения. В рамках осуществления культурно-воспитательной работы (КВР) в лагерях ГУЛАГа функционировали многочисленные лагерные творческие коллективы. Одним из наиболее ярких исторических феноменов послевоенного этапа в эволюции ГУЛАГа в сфере идеологической и культурно- массовой работы стала деятельность театрально-музыкальных учреждений Северного управления лагерей железнодорожного строительства (СУЛЖДС), занимавшегося возведением Трансполярной железной дороги Чум (Воркута) — Салехард — Игарка. В условиях, когда отлаженный механизм строительства стал давать сбои, а крупный инфраструктурный проект был локализован в зонах с минимальной производственной активностью, театр был оперативно закрыт, как рудимент, случайно сохранившийся от периода бурного развития строительства. Закрытие театра произошло в 1950 году, а через два с половиной года строительство Трансполярной магистрали было полностью прекращено.


Ключевые слова


Трансполярная железная дорога Чум (Воркута) — Салехард — Игарка; культурно-воспитательный отдел, ГУЛАГ, музыкально-драматический театр.

Полный текст:

PDF

Литература


ГАРФ, Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1356.

ГА РФ Ф. 9407. Оп. 1 Д. 1356.

ГА РФ, Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1324.

ГА РФ, Ф. 9407. Оп. 1. Д. 571.

ГАРФ, Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1356.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.