О некоторых проблемах и приемах работы с текстами устной истории

Розалия Семеновна Черепанова

Аннотация


Статья посвящена приемам работы с текстами устной истории и в целом
носит теоретико-методологический характер. Автор критически оценивает рас-
пространенные сегодня в исторической науке приемы работы с текстами устной
истории. Статья касается культурных контекстов, в которых осуществляется
работа памяти и забвения, а также сложностей переплетения индивидуальной
и социальной памяти. Рассматривая устные истории через призму нарратива,
автор сравнивает различные виды нарративного анализа, а также, используя
понятие жизненного сценария личности, пытается проанализировать воз-
можности применения к устной истории приемов и техник, используемых в
психологии. Только при таком подходе, считает автор, исследователь получает
возможность приблизиться к личности респондента со всем инструментарием
критики, сохранив, однако, позицию уважения и доверия, а рассказчик переста-
ет быть простым иллюстратором тех или иных процессов, мнений, идеологий,
и становится подлинным героем и актором собственной истории.


Ключевые слова


устная история, биографическое интервью, нарратив, перформативный анализ, индивидуальная и социальная память

Полный текст:

PDF

Литература


Портелли А. Особенности устной истории // Хре-

стоматия по устной истории / пер., сост., введение, общ.

ред. М. В. Лоскутовой. — СПб. : Изд-во Европ. ун-та,

— С. 32.

Томпсон П. Голос прошлого. Устная история / пер.

с англ. — М., 2003. — С. 18.

Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с

фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. — М., 2007. — С. 56, 115.

См., напр.: Ассман Я. Культурная память: Письмо,

память о прошлом и политическая идентичность в вы-

соких культурах древности / пер. с нем. М. М. Соколь-

ской. — М., 2004. — С. 37, 19, 38.

См., напр.: Репина Л. П. Коллективная память и

мифы исторического сознания // Сотворение истории.

Человек — память — текст : цикл лекций / отв. ред.

Е. А. Вишленкова. — Казань, 2001. — С. 321—322.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.