Особенности проведения реформы музыкального искусства в контексте изменений в духовной культуре Ро ссии 1650—1670-х гг.

Николай Павлович Парфентьев

Аннотация


В периоды относительно стабильного развития российской государ-
ственности укрепление монархической власти сопровождалось оживлением
идеи о наследовании Россией «истинного православного христианского
самодержавства» и принятия ею миссии оплота истинного православия
от Византии. Для русских царей образцом становилась духовная жизнь и
деятельность византийских василевсов. Одним из ярких проявлений этого
стало создание царственными особами церковно-певческих произведений.
Данным видом творчества увлекался и царь Алексей Михайлович. Глу-
бокие знания в области музыкальной теории и практики способствовали
также осознанию им необходимости осуществления назревших в музы-
кальном искусстве преобразований. Так реформа в области древнерус-
ского церковно-певческого
искусства волей царя и усилием двух десятков
мастеров оказалась осуществленной. Однако справщики опоздали. Взоры
государя, патриарха, да и самих русских музыкантов во второй половине
XVII в. были уже обращены к новому искусству — европейскому партес-
ному многоголосию.


Ключевые слова


древнерусское церковно-певческое искусство, авторское творчество, музыкальная реформа середины XVII в., царь Алексей Михайлович как реформатор и мастер распевов

Полный текст:

PDF

Литература


См.: Душечкина Е. В. Царь Алексей Михайлович

как писатель // Культурное наследие Древней Руси. —

М., 1976. — С. 184—188.

См.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музы-

канты Российского государства XVI—XVII вв. — Челя-

бинск, 1991. — С. 220.

Там же. — 316, 362.

Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в

XVI—XVII вв. — Т. 1: Домашний быт русских царей

в XVI-XVII вв. — М., 1915. — С. 592, 593. Вероятно,

дьяк также покупал книги «у сидельцов» строгановской

лавки. Один из певческих сборников (РНБ. Кир.-Бел.

№ 586/843), который он дал вкладом в Кирилло-

Белозерский монастырь, написан именно в строга-

новской книгописной мастерской в конце XVI в. (см.:

Парфентьев Н. П. О строгановской мастерской книжно-

рукописного искусства XVI—XVII вв. // Вестник Южно-

Уральского государственного университета. № 6 (106).

Сер.: Социально-гуманитарные науки. — Челябинск :

ЮУрГУ. — 2008. — Вып. 10. — С. 47, 51, 62). О Стро-

гановской школе в древнерусском певческом искусстве

см.: Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская

(Строгановская) школа в русской музыке XVI—XVII

вв. — Челябинск : Книга, 1993. — 348 с.

См.: Протопопов В. В. Нотная библиотека царя Фе-

дора Алексеевича // Памятники культуры. Новые откры-

тия. Ежегодник, 1976. — М., 1977. — С. 130.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.