Особенности проведения реформы музыкального искусства в контексте изменений в духовной культуре Ро ссии 1650—1670-х гг.
Аннотация
В периоды относительно стабильного развития российской государ-
ственности укрепление монархической власти сопровождалось оживлением
идеи о наследовании Россией «истинного православного христианского
самодержавства» и принятия ею миссии оплота истинного православия
от Византии. Для русских царей образцом становилась духовная жизнь и
деятельность византийских василевсов. Одним из ярких проявлений этого
стало создание царственными особами церковно-певческих произведений.
Данным видом творчества увлекался и царь Алексей Михайлович. Глу-
бокие знания в области музыкальной теории и практики способствовали
также осознанию им необходимости осуществления назревших в музы-
кальном искусстве преобразований. Так реформа в области древнерус-
ского церковно-певческого
искусства волей царя и усилием двух десятков
мастеров оказалась осуществленной. Однако справщики опоздали. Взоры
государя, патриарха, да и самих русских музыкантов во второй половине
XVII в. были уже обращены к новому искусству — европейскому партес-
ному многоголосию.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
См.: Душечкина Е. В. Царь Алексей Михайлович
как писатель // Культурное наследие Древней Руси. —
М., 1976. — С. 184—188.
См.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музы-
канты Российского государства XVI—XVII вв. — Челя-
бинск, 1991. — С. 220.
Там же. — 316, 362.
Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в
XVI—XVII вв. — Т. 1: Домашний быт русских царей
в XVI-XVII вв. — М., 1915. — С. 592, 593. Вероятно,
дьяк также покупал книги «у сидельцов» строгановской
лавки. Один из певческих сборников (РНБ. Кир.-Бел.
№ 586/843), который он дал вкладом в Кирилло-
Белозерский монастырь, написан именно в строга-
новской книгописной мастерской в конце XVI в. (см.:
Парфентьев Н. П. О строгановской мастерской книжно-
рукописного искусства XVI—XVII вв. // Вестник Южно-
Уральского государственного университета. № 6 (106).
Сер.: Социально-гуманитарные науки. — Челябинск :
ЮУрГУ. — 2008. — Вып. 10. — С. 47, 51, 62). О Стро-
гановской школе в древнерусском певческом искусстве
см.: Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская
(Строгановская) школа в русской музыке XVI—XVII
вв. — Челябинск : Книга, 1993. — 348 с.
См.: Протопопов В. В. Нотная библиотека царя Фе-
дора Алексеевича // Памятники культуры. Новые откры-
тия. Ежегодник, 1976. — М., 1977. — С. 130.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.