Неизвестные страницы творчества живописца Н. А. Русакова (1888—1941). Портрет златоустовского художника-гравера И. И. Ногтева. 1936. Сличение модели и образа
Аннотация
Автор продолжает публиковать материалы исследований профессио-
нального искусства Южного Урала ХХ века. В данной статье к исследованию
привлечен комплекс архивных документов, художественные произведения,
находящиеся в различных государственных и личных фондах, а также лите-
ратурное сочинение, все вместе представляющие собой источники исследова-
ния творчества двух выдающихся художников Южного Урала — живописца
Н. А. Русакова (1888—1941) и художника-гравера И. И. Ногтева (1886—
1955). Стержнем для осмысления творчества и контакта художников стал
портрет И. И. Ногтева, исполненный Н. А. Русаковым в 1936 году. Анализ
портрета повлек за собой раскрытие неповторимых сцеплений историче-
ского времени первой трети ХХ века и искусства, в котором жили и тво-
рили оба художника, связей с сущностными путями развития искусства
на Южном Урале, позволил конкретизировать проблему жанра «портрет
художника», раскрыть творческие принципы как фрагмент монографи-
ческого исследования
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Трифонова Г. С. Николай Русаков. 1888—1941.
Личность и творчестве «…Я смотрел зачарованным
взглядом». — Челябинск : ЧОКГ, 2004. — 160 с.: цв. ил.
Трифонова Г. С. Творческая личность и искусство
в темпоральном соизмерении. Восток в творчестве жи-
вописца Н. А. Русакова (1888—1941) // Казанская нау-
ка. — 2010. — № 10. — С. 373—376; Трифонова Г. С.
Элементы конструктивистского пространства в графи-
ке и живописи 1920-х годов челябинского художника
Н. А. Русакова. К вопросу о творческом влиянии
М. А. Врубеля; Г. С. Трифонова // Декабрьские диало-
ги : мат-лы Всероссийской (с международным участи-
ем) науч. конф. памяти Ф. В. Мелехина. 20—21 декабря
— Омск, ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. —
С. 22—25; Трифонова Г. С. Автопортреты художника
Н. А. Русакова (1888—1941) как воплощение творческо-
го принципа двойного кодирования // Вестник ЮУрГУ.
Социально-гуманитарные науки. — 2013. — Т. 13.—
№ 1. — С. 104—112.: цв. ил.; Трифонова Г. С. Между-
народный стиль Ар Деко и творчество Н. А. Русакова
(1888—1941) : сб. 1-й конференции польских и русских
историков искусства. POLSKA — ROSJA. SZTUKA I
HISTORIA / ПОЛЬША — РОССИЯ. ИСКУССТВO И
ИСТОРИЯ. Варшава 12—14 сентября 2012 года. Сбор-
ник сдан в печать в Варшаве в декабре 2012.
Трифонова, Г.С. Автопортреты художника
Н. А. Русакова (1888—1941) как воплощение творческо-
го принципа двойного кодирования // Вестник ЮУрГУ.
Социально-гуманитарные науки. — 2013. — Т. 13. —
№ 1. — С. 104—112.: цв. ил.
Н. Г. Цаузнер, жительница Челябинска, учитель ма-
тематики, передала в дар во время выставки к 115-й го-
довщине Н. А. Русакова в 2004 в собрание Челябинской
областной картинной галереи портрет ее отца, учителя
математики Г. В. Попова, исполненный Н. А. Русаковым
акварелью в 1931 (35×25,6). На обороте имеется каран-
дашом автограф автора: Другу-человеку глубокоуважае-
мому Герасиму Васильевичу Попову в память о наших
днях, проведенных в Шигаево Автор. В Шигаево на
р. Зулейка располагался семейный дом отдыха учителей
Челябинска.
Каталог юбилейной выставки «20 лет творческого
пути художника Русакова Николая Афанасьевича»: Че-
лябинск, 1938.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.