Неизвестные страницы творчества живописца Н. А. Русакова (1888—1941). Портрет златоустовского художника-гравера И. И. Ногтева. 1936. Сличение модели и образа

Галина Семеновна Трифонова

Аннотация


Автор продолжает публиковать материалы исследований профессио-
нального искусства Южного Урала ХХ века. В данной статье к исследованию
привлечен комплекс архивных документов, художественные произведения,
находящиеся в различных государственных и личных фондах, а также лите-
ратурное сочинение, все вместе представляющие собой источники исследова-
ния творчества двух выдающихся художников Южного Урала — живописца
Н. А. Русакова (1888—1941) и художника-гравера И. И. Ногтева (1886—
1955). Стержнем для осмысления творчества и контакта художников стал
портрет И. И. Ногтева, исполненный Н. А. Русаковым в 1936 году. Анализ
портрета повлек за собой раскрытие неповторимых сцеплений историче-
ского времени первой трети ХХ века и искусства, в котором жили и тво-
рили оба художника, связей с сущностными путями развития искусства
на Южном Урале, позволил конкретизировать проблему жанра «портрет
художника», раскрыть творческие принципы как фрагмент монографи-
ческого исследования


Ключевые слова


стили в искусстве, стиль модерн, художник-живописец, художник-гравер, живописный портрет, златоустовская гравюра, искусство Южного Урала

Полный текст:

PDF

Литература


Трифонова Г. С. Николай Русаков. 1888—1941.

Личность и творчестве «…Я смотрел зачарованным

взглядом». — Челябинск : ЧОКГ, 2004. — 160 с.: цв. ил.

Трифонова Г. С. Творческая личность и искусство

в темпоральном соизмерении. Восток в творчестве жи-

вописца Н. А. Русакова (1888—1941) // Казанская нау-

ка. — 2010. — № 10. — С. 373—376; Трифонова Г. С.

Элементы конструктивистского пространства в графи-

ке и живописи 1920-х годов челябинского художника

Н. А. Русакова. К вопросу о творческом влиянии

М. А. Врубеля; Г. С. Трифонова // Декабрьские диало-

ги : мат-лы Всероссийской (с международным участи-

ем) науч. конф. памяти Ф. В. Мелехина. 20—21 декабря

— Омск, ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. —

С. 22—25; Трифонова Г. С. Автопортреты художника

Н. А. Русакова (1888—1941) как воплощение творческо-

го принципа двойного кодирования // Вестник ЮУрГУ.

Социально-гуманитарные науки. — 2013. — Т. 13.—

№ 1. — С. 104—112.: цв. ил.; Трифонова Г. С. Между-

народный стиль Ар Деко и творчество Н. А. Русакова

(1888—1941) : сб. 1-й конференции польских и русских

историков искусства. POLSKA — ROSJA. SZTUKA I

HISTORIA / ПОЛЬША — РОССИЯ. ИСКУССТВO И

ИСТОРИЯ. Варшава 12—14 сентября 2012 года. Сбор-

ник сдан в печать в Варшаве в декабре 2012.

Трифонова, Г.С. Автопортреты художника

Н. А. Русакова (1888—1941) как воплощение творческо-

го принципа двойного кодирования // Вестник ЮУрГУ.

Социально-гуманитарные науки. — 2013. — Т. 13. —

№ 1. — С. 104—112.: цв. ил.

Н. Г. Цаузнер, жительница Челябинска, учитель ма-

тематики, передала в дар во время выставки к 115-й го-

довщине Н. А. Русакова в 2004 в собрание Челябинской

областной картинной галереи портрет ее отца, учителя

математики Г. В. Попова, исполненный Н. А. Русаковым

акварелью в 1931 (35×25,6). На обороте имеется каран-

дашом автограф автора: Другу-человеку глубокоуважае-

мому Герасиму Васильевичу Попову в память о наших

днях, проведенных в Шигаево Автор. В Шигаево на

р. Зулейка располагался семейный дом отдыха учителей

Челябинска.

Каталог юбилейной выставки «20 лет творческого

пути художника Русакова Николая Афанасьевича»: Че-

лябинск, 1938.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.