Композиция текстильных орнаментов геометрического комплекса как семиотическая структура
Аннотация
Целью данной статьи является исследование значения основных элементов геометрического
орнаментального комплекса на примере произведений текстильного искусства. Круг, крест,
квадрат и некоторые другие орнаменты применяются в текстиле, начиная с эпохи неолита.
Семантика текстильных узоров изучалась многими исследователями — этнографами, ар-
хеологами, искусствоведами. Текстильные изделия, сохранившиеся до настоящего времени,
представляют собой зашифрованный «текст». Подобный вывод можно сделать, изучая важную
роль традиционного текстиля в обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Глубинное
значение орнаментов в ХХ в. было утрачено, хотя сами орнаменты продолжали существовать
и использоваться художниками текстильщиками в качестве декоративных элементов. Орна-
менты древнего геометрического комплекса можно увидеть и в произведениях современного
художественного текстиля — гобеленах, арт-объектах и инсталляциях. Особенно интересными
представляются работы, где орнаментальный символ является главным элементом композиции
всего художественного произведения.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Амброз, А. К. Раннеземледельческий культовый
символ («Ромб с крючками») / А. К. Амброз // Советская
археология. — 1965. — № 3. — С. 14—27.
Бесчастнов, Н. П. Художественный язык орна-
мента : учеб. пособие / Н. П. Бесчастнов. — М. : Владос,
— 368 с.
Бибикова, В. И. О происхождении мезинского па-
леолитического орнамента / В. И. Бибикова // Советская
археология. — 1965. — № 1. — С. 3—8.
Бочаров, Г. Н. Прикладное искусство Новгорода
Великого / Г. Н. Бочаров. — М. : Наука, 1969. — 128 с.
Буткевич, Л. М. История орнамента : учеб. посо-
бие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по
спец. «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. —
М. : Владос, 2008. — 267 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh160416
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.