Воплощение русской национальной идентичности в образе Ивана Грозного в музыкальном искусстве
Аннотация
Образ Ивана Грозного уже давно определяется как одна из смысловых доминант в отечественном искусстве. Использование этого образа занимает важное место в композиторском творчестве, в том числе в претворении в произведениях русской национальной идентичности.
Однако специального изучения эта проблема не получила. Исследуемые в статье произведения
Р. Щедрина и С. Слонимского показывают, что композиторам удалось воплотить в раскрытии
образа царя Ивана и его эпохи концепт национально-культурной идентичности через древний
музыкальный код — «знаменность». В этом новизна в воплощении данного образа, так как
ранее ни один из их великих предшественников, обращавшихся к раскрытию образа царя Ивана
музыкальными средствами, феномен знаменности не претворял. Автор статьи приходит к выво-
ду, что найденный в глубинах древнерусской церковно-певческой культуры знаменный распев
получает научное обоснование как архетип национальной музыкальной идентичности.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Игнатова, М. А. «Видения Иоанна Грозного»
С. Слонимского: к вопросу специфики интерпретации
истории в современной опере / М. А. Игнатова // Молодой
ученый. — 2011. — № 5. — Т. 2. — С. 247—250.
Колесник, М. А. Конструирование русской куль-
турной идентичности: концептуальный и методологи-
ческий подходы : автореф. … дис. канд. культурологии /
М. А. Колесник. — Красноярск, 2016.
Копцева, Н. П. Конструирование позитивной
этнической идентичности в поликультурной системе /
Н. П. Копцева, Н. Н. Середкина. — Красноярск : Изд-во
СибФУ, 2013.
Леонид, архим. Стихиры, положенные на крюковые
ноты. Творение царя Иоанна, деспота Российского. По
рукописи Троице-Сергиевой лавры № 428 / архим. Лео-
нид. — СПб., 1886.
Лихачев, Д. С. Исследования по древнерусской ли-
тературе / Д. С. Лихачев. — Л., 1986.
DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh160414
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.