ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
Аннотация
Статья посвящена вопросам развития теоретико-методологической основы управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента). В статье представлена эволюция фундаментальных подходов к управлению человеческими ресурсами по мере развития информационной экономики, отмечены факторы и условия, существенно повысившие в ХХ–XXI вв. значимость человеческих ресурсов в создании технологий и новой стоимости. Целью статьи является анализ теоретико-методологических подходов к управлению человеческими ресурсами в контексте информационно-технологической парадигмы. Гипотеза исследования состоит в том, что внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и формирование информационной экономики трансформируют организацию промышленного производства и при этом закономерно меняют подходы к управлению социально-экономическими процессами. На основе обзора наиболее релевантных и цитируемых научных трудов, опубликованных в 1990–2020-х гг., обозначены главные принципы двух распространенных подходов к современному высокотехнологичному производству: производительность и эффективность для Индустрии I4.0, человекоцентричность и устойчивость развития для Индустрии I5.0. Исследованы особенности интеграции концепций I4.0 и I5.0 с теоретической платформой HR-менеджмента и появления таких понятий, как HR-Management 4.0 (HRM 4.0) и HR-Management 5.0 (HRM 5.0). HRM 4.0 и HRM 5.0 рассмотрены как взаимосвязанные, но концепции управления человеческими ресурсами в условиях массового внедрения ИКТ: HRM 4.0 ориентирована на максимизацию производительности труда, а HRM 5.0 – на сотрудничество людей и машин, благополучие работников. Несмотря на актуализацию идеи человекоцентричного устойчивого развития на основе «мягкого», стимулирующего типа управления в рамках I5.0, переход от HRM 4.0 к HRM 5.0 сопряжен со сложностями, которые не позволят в обозримом будущем реализовать человекоцентричный подход на практике. К числу таких сложностей относятся: наличие определенного противоречия между человекоцентричностью и стремлением к прибыли, отсутствие наработанных «человекоцентричных» управленческих практик, неравномерность научно-технического прогресса в территориально-отраслевом аспекте.
Ключевые слова
управление человеческими ресурсами, HR-менеджмент, информационно-коммуникационные технологии, информационная экономика, информационно-технологическая парадигма, подходы к управлению человеческими ресурсами, концепции управления
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.