Потенциальная образовательная мобильность студентов-гуманитариев: новые вызовы в условиях интернационализации образования

Наталья Леонидовна Антонова

Аннотация


В статье проведен анализ потенциальной образовательной мобильности студентов, полу-
чающих гуманитарное образование. Международная образовательная мобильность студентов
является фактором интернационализации высшей школы и развития глобального рынка об-
разовательных услуг. Численность иностранных студентов выступает показателем статусных
позиций университетов, в 2017 году за пределами своей родины в вузах обучалось 5,3 миллиона
человек. Объектом нашего исследования, проведенного в конце 2019 года, стала студенческая
молодежь города Екатеринбурга (n = 300). Был использован анкетный опрос студентов (квот-
ный вид отбора), обучающихся по программам бакалавриата гуманитарной направленности.
Материалы исследования показали, что более половины опрошенных готовы к международной
образовательной мобильности, при этом демонстрируя как возвратную, так и невозвратную
модели. Лидирующие позиции в мотивационной структуре образовательной миграции занимает
интерес к культуре и быту принимающей страны и желание углубить свои знания и расширить
компетенции. Привлекательными странами для осуществления образовательных намерений
стали страны Европы и США. К числу препятствий, снижающих возможности реализации
жизненных планов, по оценкам студентов, выступают недостаточные финансовые ресурсы, а
также языковой барьер. Устойчивое воспроизводство семейных/родственный связей и отно-
шений определяет стремление студентов воплотить образовательную траекторию в России.


Ключевые слова


мобильность, образовательная мобильность, интернационализация образования, университет, студенты

Полный текст:

PDF

Литература


Антонова, Н. Л. Краткосрочная международная

академическая мобильность: как фактор интерна-

ционализации высшего образования / Н. Л. Антонова,

Я. С. Высоцкая // Университетское управление: практика

и анализ. — 2019. — № 23 (4). — С. 80—90. DOI: 10.15826/

umpa.2019.04.030.

Арефьев, А. Л. Российские студенты в Китае /

А. Л. Арефьев, К. А. Любская // Демоскоп Weekly. —

— № 7015—716. — URL: http://demoscope.ru/

weekly/2017/0715/tema01.php.

Байденко, В. И. Болонский процесс: в преддверии

третьего десятилетия / В. И. Байденко // Высшее обра-

зование в России. — 2018. — Т. 27, № 11. — С. 136—148.

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-

Ватолкина, Н. Ш. Академическая мобильность

студентов в условиях интернационализации образова-

ния / Н. Ш. Ватолкина, О. П. Федоткина, О. П. // Уни-

верситетское управление: практика и анализ. — 2015. —

№ 2. — С. 17—26.

Воробьев, В. В российском высшем образовании

сложилась новая реальность / В. Воробьев. — URL: https://

www.hse.ru/news/expertise/230025036.html.

Дубовицка, Л. Интернационализация высшего обра-

зования как часть Болонского процесса / Л. Дубовицка, Х.

Шварцзова, Т. Вархолова // Научный диалог. — 2013. — №

(14). Педагогика. — С. 8—21.

Императивы интернационализации / отв. ред.

М. В. Ларионова, О. В. Перфильева. — Москва : Логос,

Лакомова, А. А. Образовательная миграция: при-

чины и особенности получения высшего образования

за рубежом / А. А. Лакомова, Т. М. Хусяинов // Педа-

гогика и просвещение. — 2015. — № 1. — C. 36—50.

DOI: 10.7256/2306-434X.2015.1.13890

Разворот на Восток: всерьез? и… надолго?! Данные

опроса ВЦИОМ от 14.12.2015. — URL: https://wciom.ru/

index.php?id=236&uid=204.

Сергеева, З. Н. Тренды российского высшего об-

разования в контексте ориентации на рейтинги вузов /

З. Н. Сергеева // Научный диалог. — 2016. — № 6 (54). —

С. 238—247.

Юдина, А. С. Международные рейтинги и кон-

курентоспособность университетов / А. С. Юдина,

И. А. Павлова // Вестник науки Сибири. — 2017. —

№ 1 (24). — С. 1—24.

Bourdieu, P. The Forms of Capital / P. Bourdieu //

Education: Culture, Economy and Society. — New York :

Oxford University Press, 1986.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh200313

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.