Качества депутата в представлениях потенциальных избирателей

Сергей Викторович Куньщиков, Анастасия Николаевна Новгородцева, Надежда Ивановна Сивкова

Аннотация


Электоральное поведение при выборах на разных уровнях власти имеет свою специфику. Данная статья посвящена изучению тех качеств, которым должен соответствовать потенциальный народный избранник – депутат Государственной Думы РФ, и депутаты региональных органов законодательной власти. Статья написана по материалам цикла фокус-групп (37 участников – жителей Свердловской области, 2021 год), которые позволяют вывить ключевые профессиональные и личные характеристики, особенно важные для депутатов, выдвигающимся по одномандатным округам. Выделены три группы качеств, ключевыми становятся организаторские и управленческие качества, в том числе опыт решения проблем, компетентность (на первом месте). На втором месте социально-психологические качества, в том числе настойчивость и харизма. И на третьем месте морально-нравственные качества, такие как честность. Также в статье представлены различия между кандидатами одномандатниками и кандидатами от партий. Ожидания от одномандатников выше в пользу креативности, гибкости, свободы действий, а от представителей партии – ответственность за общее дело, выше контроль партии и четче программа действий, так как она не личная, а партийная.

Ключевые слова


качества депутата, фокус-группа, выборы, политика, электоральное поведение, избиратели

Полный текст:

PDF

Литература


ВЦИОМ. URL.: https://wciom.ru (дата обращения 01.03.2022)

Дурдин Д. М. " Образ" политического лидера и возможности его изменения //Полис. Политические исследования. – 2000. – №. 2. – С. 133-151.

Иванов В. Г., Иванова М. Г. Образ политического лидера в отечественных политологических исследованиях //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2019. – Т. 21. – №. 3. – С. 558-576.

Тупикина О. Г. Образ политического лидера в сознании масс : дис. – Тупикина ОГ—[Б. м.], 2003.—182 с.—Текст: непосредственный, 2003.

Гершевич О. Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России //Власть. – 2007. – №. 3. – С. 25-29.

Керимов А. А., Попцов Д. А. Имидж политического лидера в эпоху цифровых медиа-технологий: особенности формирования //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2020. – Т. 20. – №. 3. – С. 366-370.

Артемов Г.П. Мотивация электорального выбора // Политический анализ: Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ / Под.ред. Артемова Г.П; Выпуск №1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; 2000.

Артемов Г.П. Политические ориентации, и электоральное поведение Политический анализ: Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ / Под ред. Артемова Г.П. Выпуск №2. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

Грошев И. В. Социально-психологический образ кандидата как основной элемент системы политических выборов / И. В. Грошев, А. В. Горбенко // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 55-66.

Селиверстова Ю. А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация //Власть. – 2011. – №. 1. – С. 71-73.

Шестопал Е. Б. и др. Образ В.В. Путина в сознании российских граждан //Полис. Политические исследования. – 2004. – №. 3. – С. 6-21.

Шестопал Е. Б., Рогач Н. Н. Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера //Polis: Journal of Political Studies. – 2020. – №. 4.

Шестопал Е. Б. Проект длиною в четверть века. Исследование образов власти и лидеров в постсоветской России (1993-2018) //Polis: Journal of Political Studies. – 2019. – №. 1.

Шестопал Е. Б. Оценка гражданами личности лидера //Полис. Политические исследования. – 1997. – №. 6. – С. 57-72.

Ben-Shitrit L., Elad-Strenger, J., Hirsch-Hoefler, S. ‘Pinkwashing’ the radical-right: Gender and the mainstreaming of radical-right policies and actions // European Journal of Political Research. 2022. 61(1). pp. 86-110. DOI 10.1111/1475-6765.12442

Ben Shitrit L., Elad-Strenger J., Hirsch-Hoefler S. Gender differences in support for direct and indirect political aggression in the context of protracted conflict // Journal of Peace Research. 2017. V. 54. Issue 6. Pp. 733-7471. DOI 10.1177/0022343317714301

Пищева Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации //Полис. – 2011. – Т. 201. – №. 1. – С. 47-52.

Белинский А. В. Проблемы формирования положительного имиджа современного политика //Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2012. – №. 1. – С. 150-155.

Рогач Н. Идеальные политики в восприятии российских граждан: сравнительный анализ образов //Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2021. – Т. 17. – №. 4. – С. 408–419.

Викулова Л. Г., Новиков Н. В. Формирование негативного образа политика в массмедийном дискурсе: предметная сфера спорт //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. – 2015. – №. 3. – С. 42-49.

Слободенюк Е. А., Плисов Е. В. Вербальная репрезентация образа политика в медиадискурсе: концептуальный анализ. – 2020.

Стексова Т. И. Образ политика в СМИ и обыденном языковом сознании //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. – 2012. – Т. 11. – №. 6. – С. 78-83.

Петухов В. В. Выборы в Государственную думу России на фоне институционального кризиса // Власть. 2016. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybory-v-gosudarstvennuyu-dumu-rossii-na-fone-institutsionalnogo-krizisa (дата обращения: 09.03.2022).

Лякишева, В. Г. Муниципальная власть глазами населения / В. Г. Лякишева, М. А. Шошина // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. – 2012. – № 8. – С. 34-36.

Назукина, М. В. Образы и оценки муниципальных депутатов в представлениях локальных элит Пермского края / М. В. Назукина // Ars Administrandi. Искусство управления. – 2017. – Т. 9. – № 4. – С. 643-659. – DOI 10.17072/2218-9173-2017-4-643-659.

Górecki M.A., Bartnicki, S., Alimowski, M. Local voting at local elections revisited: ‘Friends and neighbors voting’ at mayoral elections in rural Poland //Political Geography. 2022. V. 94. № 102559. DOI 10.1016/j.polgeo.2021.102559

Berrocal-Gonzalo S., Quevedo-Redondo, R., García-Beaudoux, V. Pop Online Politics: New Strategies and Leaderships for New Audiences | [POLÍTICA POP ONLINE: NUEVAS ESTRATEGIAS Y LIDERAZGOS PARA NUEVOS PÚBLICOS] // Index.comunicacion V. 12, Issue 1. Pp. 13-19. DOI 10.33732/IXC/12/01POLITI

Beesley, C., Hawkins, D. Corruption, institutional trust and political engagement in Peru // World Development. 2022. V. 151. № 105743.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.