Индивидуация в романе Е. Г. Водолазкина «Лавр» (попытка толкования в контексте теории аналитической психологии)
Аннотация
В статье представлена интерпретация судьбы главного героя романа Е. Г. Водолазкина «Лавр» с точки зрения ключевых понятий аналитической психологии К. Г. Юнга: жизненный путь героя рассматривается как символически выраженный путь индивидуации, путь человека от конфликта сознания и бессознательного к их целостности. Четыре периода жизни Арсения, соответствующие четырем книгам романа, сопоставляются с основными этапами этого процесса.
Первым из них является познание инстинктивности, описанное в «Книге познания», повествующей о смерти возлюбленной Арсения и их внебрачного сына по вине главного героя. За этим следует второй этап: смещение центра личности с эго. Ему посвящена «Книга отречения», в которой рассказывается о юродстве Арсения. Интроверсия либидо и возрождение, заключительные этапы, составляют содержание «Книги пути» и «Книги покоя», где описаны путешествие героя ко Гробу Господню и его дальнейшая жизнь соответственно.
Роды Устины и роды Анастасии, ознаменовывающие начало и конец физических скитаний Арсения в сюжете романа, истолковываются как начало и конец индивидуации героя: в сравнении двух эпизодов при очевидных формальных сходствах обстоятельств проявляются качественные изменения, произошедшие в герое.
Первым из них является познание инстинктивности, описанное в «Книге познания», повествующей о смерти возлюбленной Арсения и их внебрачного сына по вине главного героя. За этим следует второй этап: смещение центра личности с эго. Ему посвящена «Книга отречения», в которой рассказывается о юродстве Арсения. Интроверсия либидо и возрождение, заключительные этапы, составляют содержание «Книги пути» и «Книги покоя», где описаны путешествие героя ко Гробу Господню и его дальнейшая жизнь соответственно.
Роды Устины и роды Анастасии, ознаменовывающие начало и конец физических скитаний Арсения в сюжете романа, истолковываются как начало и конец индивидуации героя: в сравнении двух эпизодов при очевидных формальных сходствах обстоятельств проявляются качественные изменения, произошедшие в герое.
Ключевые слова
«Лавр»; Водолазкин; мифопоэтика; Юнг; аналитическая психология; индивидуация.
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.