Ценностный компонент медиаобраза региона в ракурсе специальной военной операции (на примере Забайкальского края)
Аннотация
Статья посвящена исследованию медиаобраза региона с точки зрения ценностного наполнения в контексте информационной повестки, связанной со специальной военной операцией. Автором статьи выдвинута и доказывается гипотеза о том, что начало СВО побудило журналистов Забайкальского края выбрать созидательную модель своей деятельности и повернуть вектор работы в сторону конструирования медиаобраза региона, репрезентирующего духовно-нравственные ценности. Цель работы – выявить аксиологический вектор регионального дискурса (на примере медиапространства Забайкальского края) в контексте проводимой специальной военной операции, определить ценности, получившие наибольшее распространение в медиадискурсе Забайкальского края за период с 1.11.2023 по 1.11.2024 годы. Новизна исследования обусловлена отсутствием системных данных о конструировании медиаобраза территории в контексте специальной военной операции и введением в научный оборот ранее не рассматриваемого эмпирического материала. Актуальность статьи вызвана тем, что, во-первых, процессы глобализации и медиатизации общества делают медиаобраз одним из влиятельных инструментов формирования мнения аудитории. Во-вторых, роль медиаобраза, способного репрезентировать значимые для определенного социума в определенное время ценности, возрастает кратно на фоне происходящей гибридной геополитической войны. В-третьих, сегодня наблюдается дефицит исследований о целенаправленном конструировании медиаобраза с использованием определенных смыслов и ценностей для выполнения задач в контексте проводимой специальной военной операции.
С помощью лингвокультурологического анализа нами было исследовано 2423 текстовых сообщения ведущего регионального СМИ Забайкальского края – ГТРК «Чита» – в период с 1.11.2023 по 1.11.2024 гг., а также в период с 1.01.2021 по 1.01.2022 гг.. Автором выявлена тенденция укрепления в медиаобразе региона таких ценностей, как единство, патриотизм, долг, помощь и т. п. В качестве ценности особо обозначена Победа и её роль в формировании общественного мнения и побуждения жителей региона к проявлению солидарности к участникам СВО. Автором предлагается на основе сделанных выводов продолжить исследования ценностного компонента медиаобраза территории на базе медиапространства других регионов и России в целом.
С помощью лингвокультурологического анализа нами было исследовано 2423 текстовых сообщения ведущего регионального СМИ Забайкальского края – ГТРК «Чита» – в период с 1.11.2023 по 1.11.2024 гг., а также в период с 1.01.2021 по 1.01.2022 гг.. Автором выявлена тенденция укрепления в медиаобразе региона таких ценностей, как единство, патриотизм, долг, помощь и т. п. В качестве ценности особо обозначена Победа и её роль в формировании общественного мнения и побуждения жителей региона к проявлению солидарности к участникам СВО. Автором предлагается на основе сделанных выводов продолжить исследования ценностного компонента медиаобраза территории на базе медиапространства других регионов и России в целом.
Ключевые слова
медиаобраз региона; ценности; специальная военная операция; Забайкальский край; репрезентация; лингвокультурологический анализ
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.