"Восемь русских народных песен" А. К. Лядова: особенности оркестровки

Вера Васильевна Зайцева

Аннотация


Статья посвящена анализу оркестрового цикла А. К. Лядова «Восемь русских народных песен» с точки зрения выявления приемов оркестрового письма композитора, помогающих ему создавать особый колорит звучания оркестра. Номера цикла будут рассмотрены в сопоставлении симфонического варианта и версии, изложенной композитором в обработках русских народных песен для голоса и фортепиано, что способствует лучшему осмыслению оркестрового почерка А. К. Лядова. Даннный способ анализа музыкального материала позволил выявить несколько подходов к инструментальному воплощению песен, представленных в сборниках: в некоторых случаях композитор точно следует фактурным идеям, заложенным в версии голос-фортепиано; в других – обогащает образную составляющую оркестровыми элементами; в остальных вариантах значительно переосмысливает форму и фактуру песни.
Изучение деталей оркестрового склада, соотношения инструментальных групп, использования штрихов и различных приемов звукоизвлечения позволило сделать ряд выводов о характерных особенностях работы композитора над партитурой: выверенность чередования и соединения инструментальных пластов; использование приемов звукоизобразительности в двух аспектах – как средство передачи сюжетного плана текста песни, а также с целью подражания народным инструментам; тщательная продуманность всех фактурно-тембровых составляющих. Сочетание этих компонентов позволило А. К. Лядову создать произведение, каждая часть которого наполнена уникальным колоритом и особой атмосферой звучания оркестра.

Ключевые слова


А. К. Лядов; оркестровая музыка; инструментовка; оркестровка; народные песни

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.