Путевой распев в Троице-Серги евс ком монастыре XVI—XVII вв.: функциональность музыкальных структур в песнопении
Аннотация
На примере песнопений путевого распева певческих сборников XVI—XVII вв. преиму-
щественно из Троице-Сергиева монастыря анализируется функциональность музыкальных
структур в древнерусской монодии. Автор рассматривает структуры: «тонема», «кокиза»,
«просодема», «попевка», «лицо», «фита». Анализ показал, что между этими структурами существуют разнообразные функциональные связи, а в каждой структуре, состоящей из более мелких единиц, возникают функциональные отношения между ее частями. Для всех структур характерны общелогические функции — начальная, срединная и конечная. Исследованы также и другие формообразующие и выразительные функции. При этом установлено, что простые структуры (тонема, просодема) имеют ограниченное количество функций по сравнению с более сложными. Присутствие функциональных связей свидетельствует о композиционной логике в путевом пении.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бражников, М. В. Древнерусская теория музыки /
М. В. Бражников. — Л. : Музыка, 1972. — 423 с.
Бражников, М. В. Лица и фиты знаменного распе-
ва / М. В. Бражников. — Л. : Музыка, 1984. —304 с.
Грузинцева, Н. В. Об одной особенности взаимо-
действия мелизматики и литературного текста в пес-
нопениях знаменного распева / Н. В. Грузинцева // Му-
зыкальная культура Средневековья. Теория. Практика.
Традиция. — Л. : ЛГИТМиК, 1988. — С. 78—87.
Лозовая, И. Е. «Слово от словес плетуще сладкопе-
ния» / И. Е. Лозовая // Герменевтика древнерусской лите-
ратуры — Сб. 2. — М. : ИМЛИ, 1989. — С. 383—422.
Металлов, В. М. Осмогласие знаменного распева.
Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного
пения по гласовым попевкам / В. М. Металлов. — М. :
Синод. тип., 1899. — 92 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.