Луи Каравак и секуляризация русского искусства
Аннотация
В статье исследуется творчество Луи Каравака (живопись портретного жанра и произведе-
ния декоративно-прикладного искусства, созданные для украшения православных храмов) на
предмет соотношения в них светского и религиозного. Автор высоко оценивает роль живописи
Каравака, его педагогической работы и религиозной позиции в процессах секуляризации рус-
ского искусства. Светское начало в творчестве художника рассматривается в контексте развития
западноевропейской культуры. В свете новых данных о личности живописца автор выясняет,
насколько его творческий путь был связан с религиозной жизнью. Исследование показало, что
в творчестве Каравака были применены разные способы к обмирщению живописи: соединение
священных христианских образов с мифологическими образами-символами и превращение
их в универсальное внецерковное культурное наследие, обращение к эротическим мотивам,
очищение живописных композиций от религиозных смыслов («размывание» и даже полное
устранение их религиозного содержания). Автор делает вывод о том, что эстетика рокайля
полностью соответствовала моральным и религиозным принципам Каравака.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Андреева, Ю. С. Иконостас петербургского
Петропавловского собора в свете религиозной жизни
Доминико Трезини / Ю. С. Андреева // Вестник ЮУрГУ.
Сер.: Социально-гуманитарные науки. — Т. 16. — 2016. —
№ 3. — С. 91—100.
Андреева, Ю. С. Католик Луи Каравак: к вопросу о
религиозности художника эпохи рококо / Ю. С. Андрее-
ва // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные
науки. — Т. 17. — 2017. — № 3 (в печати).
Апостолос-Каппадона, Д. Словарь христианского
искусства / Д. Апостолос-Каппадона. — Челябинск : Урал
LTD, 2000. — 266 с.
Базен, Ж. Барокко и рококо / Жермен Базен. — М. :
Слово/Slovo, 2001. — 288 с.: ил.
Бенуа, А. Н. История живописи / А. Н. Бенуа. —
Т. 4. — М. : Шиповник, 1912. — 424 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh170409
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.