Многохорные партесные концерты в рукописях Пермс кого края XVIII в.
Аннотация
В статье рассмотрен корпус рукописей Пыскорского монастыря, содержащих около 400 пар-
тесных сочинений на 8, 12 и 16 голосов, преимущественно, концертов. Рукописи созданы в
царствование Елизаветы Петровны. Они позволяют судить о репертуаре монастырского хора,
связях с другими певческими центрами России, а также о композиторском творчестве певчих.
Установлено, что не менее 10 % партесного репертуара составляли сочинения Василия Титова.
Обнаружены два ранее неизвестных концерта Николая Калачникова. На страницах сборников
найдено ранее не попадавшее в поле зрения исследователей имя композитора Ивана Иовле-
ва — автора 16-голосного концерта «Начните Господеви в тимпане», вероятно, работавшего
в Пыскорском монастыре. Выявленные материалы свидетельствуют о высочайшем уровне
хорового искусства и о необычайно долгой жизни на Урале барочного (партесного) стиля
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Парфентьев, Н. П. Усольская (Строгановская) шко-
ла в русской музыке XVI—XVII вв. / Н. П. Парфентьев, Н.
В. Парфентьева. — Челябинск, 1993. — 346 с.
Плотникова, Н. Ю. Из истории партесного стиля:
композитор Николай Калашников / Н. Ю. Плотникова //
Музыка и время. — 2012. — № 11. — С. 23—27.
Плотникова, Н. Ю. Партесные рукописи XVIII в.
из Синодального певческого собрания / Н. Ю. Плотни-
кова // Вестник ПСТГУ. — Сер. 2. — 2008. — Вып. 1 (2).
С. 97—120.
Булычева, А. В. Концерты на 12 голосов из собра-
ния Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря /
А. В. Булычева // Русское музыкальное барокко: тенденции
и перспективы исследования. — Вып. 1. — М., 2016. —
С. 243—251.
Краснов, Н. А. Пыскорский ставропигиальный мо-
настырь / Н. А. Краснов // Пермские епархиальные ведо-
мости. — 1915. — № 5, С. 124—127; № 6. — С. 157—164;
№ 7. — С. 196—198; № 8—9. — С. 236—245.
DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh180410
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.