Жанр перформанса в творчестве современных казанских композиторов

Лилия Гарифулловна, Сафиуллина, Лейсан Айратовна Мингалиева

Аннотация


В статье рассматриваются перформативные тенденции в музыкальном искусстве крупных
нестоличных городов (на примере Казани). Произведения Рашида Калимуллина «С петлёй на
шее», Эльмира Низамова «В полной темноте или Музыка на ощупь», Романа Пархоменко «Шел
Наполеон-то на Россию воевать» ранее не становились предметом исследования. Созданные
в конце XX — XXI вв. и представляющие разные способы отражения действительности (тра-
гический, лирический, сатирический), они демонстрируют возрастающий интерес казанских
композиторов к жанру музыкального перформанса. Сочинения отличают концептуальность,
синтетичность и синестетичность, новое ощущение времени и пространства, телесность, им-
мерсивность и импровизационность. Построенные на авангардной стилистике, они отрицают
жесткую закрепленность текста, используют приемы алеаторики, элементы репетитивной тех-
ники. Однако полной деконструкции формы не происходит. Содержательное поле казанских
перформансов простирается далеко за рамки эпатажа публики, поднимая темы добра и зла, жиз-
ни и смерти, осознания роли художника в современном мире, поиска способов коммуникации
между людьми, осмеяния стремления к мировому господству. При этом каждая из композиций
допускает «мерцание смыслов», возможность семантической инверсии. Особенностью казан-
ских перформансов является их исполнение в академических залах, а не на альтернативных
площадках. Но сам способ подачи материала «взрывает» изнутри привычный антураж, бросая
вызов «консервативным» ожиданиям публики. В результате традиционные концертные сцены
начинают функционировать в новом для себя качестве, становятся полем для смелых экспе-
риментов. Музыкальные перформансы дополняют представления о «неформальном облике»
Казани, выдвигая ее в ряд городов-трансляторов идей современной культуры.


Ключевые слова


музыкальный перформанс, трагифарс, Рашид Калимуллин, Эльмир Ни- замов, Роман Пархоменко

Полный текст:

PDF

Литература


Антонян, М. А. Особенности рецепции перформан-

са: на материале работ Марины Абрамович : дис. … канд.

культурологии / М. А. Антонян. — М., 2015. — 239 с.

Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуриз-

ма до наших дней / Роузли Голдберг. — М. : Ад Маргинем

Пресс, 2017. — 320 с.

Каткова, М. В. Искусство действия: перформанс —

художественное явление второй половины XX века :

дис. …канд. иск. / М. В. Каткова. — М., 2000. — 164 с




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh190412

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.