ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Анна Владиленовна Вершинина, Елена Николаевна Кошкина, Елена Роальдовна Орлова

Аннотация


В статье представлен краткий обзор системы образования России в разрезе происходящих изменений, вызванных широким распространением интеллектуальных технологий. Основная идея заключается в анализе современного состояния российской системы образования и выявлении степени ее релевантности происходящим изменениям на рынке труда. Целью работы стало исследование возможных последствий проникновения искусственного интеллекта (ИИ) в образовательную деятельность и изучение реакции системы образования на внедрение ИИ. При этом авторы опирались на использование количественных и качественных методов, ретроспективного, структурно-функционального и системного подходов. В статье также рассматриваются возможности достижения гармонизации используемых информационных технологий как непосредственно в учебном процессе, так и при построении программ обучения. Делается вывод о необходимости разработки и апробации методов поддержки принятия решений в образовательном процессе на основе результатов анализа данных по внедрению интеллектуальных технологий. Также обращается внимание на то, что очередное изменение системы образования связано либо с приходом новых технологий, либо со сменой политических воззрений. При этом каждый последующий период значительно короче предыдущего. Сейчас, в эпоху «цифровизации», возможно радикальное изменение системы образования по модели создания единого цифрового образовательного портала. Авторы полагают, что этот период продлится не более 5–7 лет. Столь малая его продолжительность не только не позволит эффективно настроить новую систему, но и может привести к разрушению старой. В связи с чем, авторы подчеркивают, что «цифровизация» не должна быть направлена на кардинальные изменения сложившейся системы. Имеющаяся система образования уже обладает всеми необходимыми инструментами для внедрения разнообразных технологий в образовательный процесс. Это подтверждает хотя бы тот факт, что существующие интеллектуальные технологии в период пандемии 2020 года стали незаменимыми помощниками в обучении и подготовке кадров. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что действующая модель российской системы образования является вполне работоспособной, но требующей некоторой корректировки в связи ростом значимости интеллектуальных технологий.


Ключевые слова


система образования; интеллектуальные технологии; искусственный интеллект; цифровизация; инновационность; сбалансированность; подготовка кадров; человеческий капитал.

Полный текст:

PDF

Литература


Афонасова М.А. Интеллектуальные образовательные технологии как фактор развития научного потенциала и человеческого капитала в вузе // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 68–69. – http://fundamental-research.ru/ru /article/view?id=3727

Кошкина Е.Н. Трансформация образовательного пространства России ((с ХI по начало XXI вв.): учебное пособие / Е.Н. Кошкина, Е.Р. Ор-лова, И.Е. Бочарова. – Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2020. – 123 с.

Кузнецов Н.В., Лизяева В.В., Прохорова Т.А., Лесных Ю.Г. Подготовка кадров для реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. –

С. 25. DOI: 10.17513/spno.29520

Окунева Н.В., Туманова Е.С., Шипулина И.А. Мировой рынок искусственного интеллекта. Влияние искусственного интеллекта на облик рынка труда // Материалы 10-й международной научной конференции студентов и магистрантов, посвящённой 100-летию Финуниверситета в рамках IX Международного научного студенческого конгресса «Цифровая экономика: новая парадигма развития» / под общ. ред. Т.Е. Фасенко, Д.В. Коханенко. – 2018, 22–23 марта. – Барнаул, 2018. – С. 13–16.

Vershinina A.V., Koshkina E.N., Orlova E.R. Problems of Projects Assessment in Terms of New In-dustrialization of Russia // 2nd International Scien-tific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018). Atlantis Press. SN – 2352–5398. DOI: 10.2991/sicni-18.2019.7

Иванов К. Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи – СССР (конец 1880-х – 1930-е годы). – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 896 с.

Кошкина Е.Н. Проблемы диверсификации регионального рынка образовательных услуг в России: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2009. 169 с.

Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н. Анализ реформ в сфере образования в прошлом и настоящем // Тео-рия и практика экономики и предпринимательства. Труды XII Международной научно-практической конференции, 23–25 апреля 2015. – Гурзуф, 2015. – С. 232–237.

Киселев Б.Н. Результат интеллектуальной деятельности, созданной искусственным интеллектом, и результат интеллектуальной деятельности, созданный при помощи искусственного интеллекта // Сб. науч. тр. по материалам VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения – 2019». – Гатчина, 2019. – С. 123–126.

Косьяненко Е.М. Применение норм интеллектуального права при использовании технологий искусственного интеллекта // Бизнес, менеджмент и право. – Екатеринбург: Фонд выпускников факультета правовой службы в народном хозяйстве – Института права и предпринимательства УрГЮУ «Гармония и благодетель». – 2019. – № 3. – С. 25–29.

Cazarez, RLU; Martin, CL. Neural Networks for predicting student performance in online educa-tion // IEEE Latin America Transactions. – 2018. – Т. 16, № 7. – С. 2053–2060.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.