ФАКТОРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Олеся Александровна Урядова, Нина Викторовна Жданова

Аннотация


В статье проведен обзор эмпирических исследований в области финансовой грамотности населения и факторов, её определяющих. Оценен уровень финансовой грамотности населения Челябинской области на основе использования многомерного показателя, который предполагает три конструкта: финансовые знания, финансовые навыки, финансовое отношение. Составлена иерархическая модель социально-экономических и демографических факторов, детерминирующих финансовые компетенции. Разработана модель регионального профиля финансовой грамотности населения Челябинской области на основе выделения специфических факторов. Выводы основаны на результатах экономико-математического моделирования и данных социологических опросов населения. Могут быть полезны государственным органам для разработки региональных программ повышения финансовой грамотности, а также финансовым институтам для эффективного выстраивания региональных финансовых стратегий и разработки продуктов, подходящих для профиля клиентов.


Ключевые слова


финансовая грамотность, социально-экономические факторы, демографические факторы, ре-гиональный профиль, корреляционный анализ

Полный текст:

PDF

Литература


Atkinson A., Messy F.A. Measuring Financial Literacy: Results of the OECD INFE Pilot Study’: OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions. – OECD Publishing, 2012. – http://www.oecdilibrary.org/finance-and-invest-ment/measuring-financial-literacy_5k9csfs90fr4-en

Bottazzi, L., Lusardi, A. Stereotypes in finan-cial literacy: Evidence from PISA (2020) Journal of Corporate Finance, статья № 101831 – https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85098718615&doi=10.1016 %2fj.jcorpfin. 2020.101831&partnerID=40&md5=edb3a9fa8bf677c8f7c88894ada1b4b2

Brown, M., & Graf, R. (2013). Financial litera-cy and retirement planning in Switzerland // Numera-cy. – 6(2), art. 6. Recuperado em 10 abril, 2013, de Recuperado em 10 abril, 2013, de: http://scholarcom-mons.usf.edu/numeracy/vol6/iss2/art6

Kirbiš Škreblin, I., Vehovec, M., Galić, Z. Relationship between financial satisfaction and financial literacy: Exploring gender differences // Društvena istraživanja: časopis za opća društvena pitanja, 2017, vol. 26 (2), pp. 165–185. https://www.scopus.com/inward/ record.uri?eid=2-s2.0-85022339024&doi=10.5559 %2fdi.26.2.02& partnerID=40&md5=d2f1a441617adc14e0929f8c64d2e27

Lusardi, A. Financial literacy: An essential tool for informed consumer choice? / A. Lusardi // Dart-mouth College Working Paper. – 2008. – Р. 1–30. DOI: 10.3386/w14084

Lusardi, A., & Mitchell, O. S. (2011). Financial literacy and retirement planning in the United States // Journal of Pension Economics and Finance10(4), 509–525. DOI: 10.1017/ S147474721100045X

Mandell L. Financial literacy of high school students: Handbook of Consumer Finance Research. – New York, 2007. – Р. 163–164. DOI: 10.1007/978-0-387-75734-6_10

Monticone, C. (2010). How much does wealth matter in the acquisition of financial literacy? // The Journal of Consumer Affairs 44(2), 403–422. DOI: 10.1111/j.1745-6606.2010.01175.x

Remund, D. Financial Literacy Explicated: The case for a definition of an increasingly complex ecomony / D.Remund // Journal of Consumer Affairs. – 2010. – № 2. – Vol. 44. – P. 276–295. DOI: 10.1111/j.1745-6606.2010.01169.x

Scheresberg, C.B. Financial literacy and fi-nancial behavior among young adults: evidence and implications // Numeracy. – 2013. – V. 6(2). DOI: 10.5038/1936-4660.6.2.5

Thiessen, A. Financial behaviour in the V4 countries using the global findex database (2014) // Scientific Papers of the University of Pardubice, Series D: Faculty of Economics and Administration, 21 (31), Р. 71–82. – https://www.scopus.com/inward/ rec-ord.uri?eid=2-s2.0-84929452484&partnerID= 40&md5=c0961a1e9ab82e276df346d5d3670dc4

Белехова Г.В. Оценка финансовых компетенций населения // Экономика и социум. – 2014. – № 2 (11).

Кузина О.Е. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России / О.Е.Кузина, Д.Х.Ибрагимова // Мониторинг общественного мнения. – 2008. – № 4 (88). – С. 14–25.

Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) // Деньги и кредит. 2012. № 1. С. 68–72.

Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования / М.Э. Паатова, М.Ш. Даурова // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2 (28). – С. 173–175.

Подболотова М.И. Финансовая грамотность как компетентность выпускника общеобразовательной школы: структура и содержание / М.И. Подболотова, Н.В.Демина // Академический вестник. – 2014. – № 1 (14). – С. 10–16.

Рыжановская, Л.Ю. Системный подход к повышению уровня финансовой грамотности с использованием информационных технологий «Экономики знаний» / Л.Ю. Рыжановская // Фи-нансы и кредит. – 2009. – № 12 (348). – С. 47–56.

Совершенствование национальных стратегий финансового образования: совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР / OECD. – М.: OECD, 2013. – 391 с.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. – https://chelstat.gks.ru/population

Устинова К.А. Анализ факторов, определяющих финансовую грамотность и материальное положение населения // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – Т. 16, вып. 12. – С. 2276–2291. DOI: 10.24891/re.16.12.2276

Фатихов, А.И. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований / А.И. Фатихов, Р.Т. Насибуллин // Вестник ТОГУ. – 2010. – № 2 (7). – С. 235–244.

Шевяков, М.Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности / М.Ю. Шевяков, Н. Евсеева // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. – 2011. – № 1.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.