ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ КОНЦЕПЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Аннотация
В современных рыночных условиях повышение конкурентоспособности образовательной органи-
зации определяется не только содержательной стороной профессиональной подготовки специалистов и
внутренними компетенциями высшего учебного заведения, но и напрямую зависит от степени интегра-
ции маркетинга в его деятельность, от осознания объективной необходимости маркетингового управле-
ния как существенного внутреннего ресурса и перспективной концепции развития.
Одним из основных факторов конкурентоспособности вуза является качество образовательных ус-
луг. В условиях развития рыночных отношений, обострения конкуренции на рынке образовательных
услуг, сложной демографической ситуации, а также в условиях проведения государственных реформ в
сфере высшего профессионального образования приоритетной задачей руководства образовательной
организации становится обеспечение качества образовательных услуг. Решение данной задачи возмож-
но при использовании маркетинговой концепции в управлении образовательной организацией.
В итоге своевременность освоения маркетингового подхода к управлению вузом, направленного
на повышение качества образовательных услуг, обуславливает перспективность его изучения и целесо-
образность практической реализации. Но, несмотря на активизацию усилий, направленных на разработ-
ку вопросов маркетинга в деятельности вузов, до сих пор не в полной мере рассматриваются проблемы
практической организации их маркетинговой ориентации и еще реже – вопросы управления с позиции
маркетинга.
В статье проведен анализ проблем функционирования образовательных организаций в современ-
ных рыночных условиях, определено значение маркетинговой концепции при управлении вузом, за-
ключающееся в возможности повышения качества образовательных услуг в результате наиболее полно-
го удовлетворения требований потребителей данных услуг.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Аналитический доклад по высшему образо-
ванию в Российской Федерации / под ред. М.В. Ла-
рионовой Т.А. Мешковой. – М.: Издательский дом
ГУ ВШЭ, 2007. – 318 c.
Динес, В.А. Интеграция российского выс-
шего образования в европейское образовательное
пространство: опыт и проблемы / В.А. Динес,
П.П. Фролкин // Вестник Саратовского гос. соц.-
экон. ун-та. – 2012. – № 2. – http://cyberleninka.ru/
article/n/integratsiya-rossiyskogo-vysshegoobrazovaniya-
v-evropeyskoe-obrazovatelnoeprostranstvo-
opyt-i-problemy
Набоков, В.И. Значение маркетинговых ис-
следований удовлетворенности потребителей
качеством образовательных услуг вуза / В.И. На-
боков, О.А. Грицова // Экономика. Теория и прак-
тика: материалы II международной научно-
практической конференции. – Саратов: СГТУ,
– С. 93–95.
Набоков, В.И. Маркетинговые исследова-
ния как инструмент оценки качества образова-
тельных услуг вуза / В.И. Набоков, О.А. Грицова //
Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 9.
– С. 551–554.
Набоков, В.И. Маркетинговый подход к
проектированию основных образовательных про-
грамм в образовательном учреждении ВПО / В.И.
Набоков, О.А. Грицова // Экономическая наука в 21
веке: вопросы теории и практики: материалы V
международной научно-практической конферен-
ции. – Махачкала: Изд-во Апробация.РФ, 2014. –
С. 157–158.
Образование: Федеральная служба госу-
дарственной статистики // Информационный
портал. – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/
rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/
education/#
Российский статистический ежегодник.
: стат.сб. – М.: Росстат, 2012. – 786 с.
Россия в цифрах. 2013: крат. стат.сб. –
М.: Росстат, 2013. – 573 с.
Регистр получателей услуг в сфере занято-
сти и ежедневно обновляемого Общероссийского
банка вакансий // Информационный портал. –
http://trudvsem.ru.
Труд и занятость в России. 2013:
стат.сб. – М.: Росстат, 2013. − 661 c.
Федеральная целевая программа развития
образования на 2011–2015 гг.: постановление
Правительства Российской Федерации от 7 фев-
раля 2011 г. № 61 (в редакции постановления Пра-
вительства Российской Федерации от 20 декабря
г. № 1034). – http://www.fcpro.ru.
Формирование общеевропейского про-
странства высшего образования. Коммюнике
Конференции министров высшего образования.
Берлин 19 сентября 2003. Информационно-
справочный портал поддержки систем управления
качеством. – http://www.quality.edu.ru/
bolonski/megdunarodn/769.
Cor Molenaar. The Future of marketing. I
Cor Prentice Hall, 2002.
Doherty Geoffrey D. On quality in education
// Quality Assurance in Education. – 2008. – Vol. 16,
Iss. 3. – Р. 255–265.
Griffith Stafford A. A Proposed Model For
Assessing Quality Of Education // International
Review of Education. – 2008. – Vol. 54, Iss. 1. –
Р. 99–112. – http://link.springer.com/ article/10.1007/
s11159-007-9072-x
IWA 2-2007. Системы менеджмента ка-
чества. Руководящие указания по применению ISO
в образовании: пер. с англ. – М.: ЗАО Технор-
матив, 2007. – 26 с.
Johnson F. Craig, Golomskiis William A.J.
Quality concepts in education // The TQM Magazine.
– 2000. – Vol. 11, Iss. 6. – Р. 467–473.
Quality in Higher Education / David Andrew
Turner in Comparative and International Education:
A Diversity of Voices. – 2011. – Р. 110.
Parasuraman A. The SERVQAL model, at:
http://www.arl.org/libqual/events/
oct2000msq/slides/parasuraman/sl001
Philip Kotler, Marketing Management. – 11th
Edition, Prentice-Hall, Inc., 2003.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.