ОТНОШЕНЧЕСКИЙ КОНТРАКТ НА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Юрьевна Власова, Елена Леонидовна Молокова

Аннотация


В статье на основе анализа положений классической, неоклассической и институциональных концепций расширены теоретические взгляды на сущность общенационального рынка высшего образования в контексте теории отношенческих контрактов. Систематизируются специфические черты рынка высшего образования, оказывающие влияние на характер взаимодействий между основными стейкхолдерами и на формирование отношенческих контрактов. Контракт на рынке высшего образования рассматривается как общественное отношение, структурированное посредством набора формальных и неформальных правил, координирующих обмен правами между акторами рынка высшего образования. Анализируются сущностные характеристики отношенческих контрактов применительно к общенациональному рынку высшего образования. Выявляются функциональные значения доверия с точки зрения экономики и определяются параметры риска для возникновения и изменения степени доверия. Подчеркивается значимость феномена «обобщенного доверия» – уверенности в экспертных системах, одной из которых является система высшего образования. Институциональное доверие рассматривается как механизм координации стейкхолдеров рынка высшего образования. Представленный анализ позволяет моделировать структуру исследуемого рынка с учетом характеристики формальных и неформальных институтов институциональной среды высшего образования. Ключевые

Ключевые слова


рынок высшего образования, институциональная теория, институциональная среда, отношенческий контракт, сеть контрактов, формальные и неформальные институты

Полный текст:

PDF

Литература


Алексеева, А.Ю. Концептуальные основы исследования феномена доверия: обзор основных подходов / А.Ю. Алексеева // Институциональный анализ: методы и результаты. – С. 136–148. – http://www.nsu.ru/rs/mw/link/Media:/22283/10_Aleks eeva.pdf/ (дата обращения 12.04.2017). 2. Дементьев, В.Е. Проблема власти с точки зрения институционального подхода / В.Е. Дементьев, Е.В. Устюжанина // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). – 2016. – Т. 8, № 3. – С. 91–101. 3. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсияновой. – М.: Издат. дом НИУ ВШЭ, 2013. – 564 с. 4. Каточков, В.М. Структурно-функциональные особенности современного рынка услуг / В.М. Каточков // Российское предпринимательство. – 2013. – № 12 (234). – С. 126–131. 5. Кузьминов, Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич. – М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 442 с. 6. Мейер, Дж. Институционализированные организации: формальная структура как миф и

церемониал / Дж. Мейер, Б. Роуэн, Г.Б. Юдин // Экономическая социология. – 2011. – Т. 12, № 1. – С. 43–67. 7. Уильямсон, О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О.И. Уильямсон. – СПб.: Лениздат, 1996. – 465 с. 8. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма; пер. с англ., под ред. М. Колопотина. – М. : АСТ, 2006. – 255 с. 9. Фуруботн, Э.Г. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / Э.Г. Фуруботн, Р. Рихтер; пер. с англ. под ред. В.С. Катькало, Н.П. Дроздовой. – СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2005. – 702 с. 10. Хайек, А. Пагубная самонадеянность. Ошибка социализма / А. Хайек; пер. с англ. – М. : Изд-во «Новости» при уч. изд-ва «Catallaxy», 1992. – 304 с. 11. Ходжсон, Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической теории / Дж. Ходжсон; пер. с англ. – М. : ДЕЛО, 2003. – С. 180–181. 12. Blau, P.M. Exchange and power in social life / P.M. Blau. – New York: Wiley, 1964. – 352 р. 13. Boyer, R. The Variety and Unequal Performance of Really Existing Markets: Farewell to Doctor Pangloss, in: Hollingsworth, J.R. and Boyer, R. (eds.). Contemporary Capitalism: The Embeddedness of Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. – Р. 62–65. 14. Dasgupta P. Trust as a Commodity/ Trust: Making and Breaking Cooperative Relations, electronic edition, Department of Sociology, University of Oxford, 2000. Сhapter 4. – Р. 49–72. 15. Llewellyn K.N. What Price Contract? An Essay in Perspective // Yale Law Journal. – 1931. – Vol. 40. – Р. 704–751. 16. Macneil I. Many Features of Contracts// Southern California Law Review. – 1974. – Vol. 47. – Р. 691–816. 17. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth. Stanford University Press: Stanford, CA. 2002. – 376 р. 18. Stone W. Measuring social capital // Research Paper, № 24, Feb. 2001. Australian Institute of family studies. – 46 р. – http://cedarscenter.com/ resources/Measuring_Social_Capital.pdf/ (дата обращения 07.03.2017). 19. Tönnies F. Community and society. New Brunswick: Transaction publishers, 1993. – 289 р.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.