СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена исследованию интеграционных процессов в системе высшего образования. В
современной хозяйственной практике интеграция широко распространена в организациях разных форм собственности и отраслевой специфики и является одним из эффективных подходов управления. В настоящее время интеграционные процессы в системе высшего образования являются достаточно приоритетными и признаны одной из наиболее эффективных форм преобразований.
В качестве методической базой исследования были применены гипотетико-дедуктивный, статистический, исторический, логический и другие методы. В данной статье изложены основные аспекты интеграционных процессов в системе высшего образования, представлена терминология и классификация интеграции, дано описание причинно-следственных связей интеграционных процессов. Показано, что интеграция, в соответствии с гибкими и сбалансированными принципами, адаптирует трехуровневую систему высшего образования к тенденциям политических, экономических и социальных преобразований.
В ходе аналитического обзора деятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» установлено, что для полноценного участия университета в Болонском процессе и создания благоприятных условий для его функционирования, в УлГУ реализуется ряд мероприятий: во-первых, внедрена внутривузовская система контроля качества образования с привлечением внешней оценки деятельности вуза; во-вторых, УлГУ интегрирован в общероссийское информационно-образовательное пространство; в-третьих, созданы научно-образовательные центры (НОЦ) в формате взаимодействия с научными центрами, институтами РАН и РАО. Результат аналитического исследования деятельности УлГУ выявил тенденцию снижения контингента студентов.
Авторская гипотеза исходит из того, что для устойчивого развития и усиления конкурентных пре-
имуществ на рынке образовательных услуг высшим учебным заведениям необходимо сделать приоритетным развитие вертикальной интеграции «вперед», направленной на устойчивое взаимодействие с рынком труда и «назад», для взаимодействия с организациями среднего и средне профессионального образования. По мнению автора, интеграционные процессы в системе высшего образования благоприятно отразятся как на развитии образовательной, так и социальноэкономической систем.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
Галпин Т.Дж., Хэндон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний: пер. с англ. / Т.Дж. Галпин, М. Хэндон. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2005. – 240 p.
Герштейн, Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: Теория и практика развития: дис. … д-ра экон. наук / Е.Ф. Герштейн. – Минск, 1993. – 353 с.
Грабоздин, Ю.П. Развитие потенциала высшей школы Самаркой области в сфере оказания управленческих консультационных услуг /Ю.П. Грабоздин // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 3. – С. 72.
Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт. М. АСТ, 2004. – 608 с.
Клейнер, Г.Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Г.Б. Клейнер. – М.: КОНСЭКО, 1998. – 443 с.
Кэмпбел, Д. Стратегический менеджмент: учебник: пер. с англ. / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон. – М.: Проспект, 2003. – 336 с. 9. Мескон, М. Основы менелжмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1997. – 704 с.
Пустынникова, Е.В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах: на примере Ульяновской области: дис. ... д-а экон. наук / Е.В. Пустынникова. – Ульяновск, 2012. – 298 с.
Самуэльсон, П.А. Экономика: пер. с англ. /П.А. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус. – М.: Вильямс, 2006. –1360 с.
Ткаченко, А. Концепция человеческого капитала и национальная стратегия развития /А. Ткаченко // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 5. – С. 85–96.
Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов: пер. с англ. / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М.: Банки и биржи, 1998. –
с.
Уманский И.М., Русановский В.А. Экономический ВУЗ как интегратор инновационных процессов в регионе // Известия Иркутской государственной экономической академии (электронный научный журнал). – 2010. – № 5. – С. 203–207.
Уорнер, М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке: пер. с англ. / М. Уорнер, М. Витцель. – М.: Добрая книга, 2005. – 396 с.
Хакен, Г. Самоорганизующееся общество /Г. Хакен // Материалы Первой международной научно-практической конференции: международный симпозиум «Синергетика в решении проблем человечества XXИ века». М.: Проспект, 2004. –Т. 3, ч. 1. – С. 27.
Цветков, В. Модернизация российской экономики: возможности и ограничения / В. Цветков // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 11. – С. 8–15.
Черемисинова, В. Социально-экономическое положение муниципальных образований: роль публичной политики / В. Черемисинова // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 9. – С. 67–76.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р 32 : стат. сб. / Росстат. М., 2016.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.