ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ

Людмила Ивановна Воронина

Аннотация


Автор статьи анализирует труды зарубежных и российских исследователей, занимающихся вопросами маркетинга. Доказывает, что разными исследователями выявлена как устойчивая тенденция адаптация маркетинга в организациях, относящихся к некоммерческой сфере. Отмечает, что усиливаются социальные аспекты маркетинга, которые в дальнейшем формализуются и реализуются в концепциях стратегического, социально ориентированного (социально-этического), индивидуального маркетинга, маркетинга отношений, маркетинга больших социальных общностей. Автор фиксирует наиболее важные причины заимствования маркетинга и его адаптации в некоммерческой сфере: благодаря применению всего комплекса маркетинга формируются устойчивые связи, лояльные и доверительные отношения с потребителями услуг, удовлетворяются их потребности посредством услуг, повышается социальный эффект деятельности этого типа организаций. Доказывает целесообразность применения маркетинга в деятельности органов власти и подведомственным им организаций как совокупности функций, инструмента для создания конкретных продуктов и услуг, имеющих общественное значение. Автор статьи вносит свой теоретический вклад в анализ процессов адаптации маркетинга к разным видам управления: а именно, доказывает целесообразность адаптации маркетинга в публичном управлении для достижения такой цели, как удовлетворение общественных интересов, признаваемых большинством субъектов публичного управления. Автор статьи также предлагает состав субъектов публичного управления, заинтересованных в применении комплекса маркетинга. Выявляет в деятельности одного из субъектов публичного управления (Министерства социальной политики) наличие маркетингового подхода, который реализуется в следующих элементах маркетинга: в функциях и инструментах маркетинга, их фиксации в нормативных актах, а также в определенной степени в усвоении руководителями и специалистами идей маркетинга и их применения в деятельности.

Ключевые слова


маркетинговый подход; публичное управление; общественный интерес.

Полный текст:

PDF

Литература


Андреев, С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов (теоретико-методологический аспект): дис. … д-ра экон. наук / С.Н. Андреев. – М., 2003. – 374 c. – https://cyberleninka.ru/article/n/ marketing-v-sfere-sotsialnyh-uslug-i-formirovanie informatsionnoy-ekonomiki (дата обращения: 13.12.2017)

Бейкер, М. Маркетинг: энциклопедия / М. Бейкер. – СПб.: Питер, 2003. – С. 23.

Воронина, Л.И. Использование маркетинга в деятельности органов власти / Л.И. Воронина // Социум и власть. – 2010. – № 1 (25). – file:///C:/Users/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B C%D0%B8%D0%BB%D0%B0/Downloads/ispolzova nie-marketinga-v-deyatelnosti-organov-vlasti.pdf (дата обращения: 21.01.2018)

Воронина, Л.И. Социальный маркетинг в деятельности государственной службы занятости населения: автореф. дис. … канд. социол. наук / Л.И. Воронина. – Екатеринбург, 2002. – 23 с.

Казакова, Н.В. Маркетинговая деятельность некоммерческих благотворительных организаций: дис. … канд. экон. наук / Н.В. Казакова. – М., 2003. – 185 с. – https://cyberleninka.ru/article/n/ genezis-marketinga-i-ego-sovremennaya-paradigma (дата обращения: 13.01.2018) 6. Калюжнова, Т.А. Региональный интернетмаркетинг как инструмент управления социальноэкономическим развитием субъектов РФ: автореф. дис. … канд. экон. наук / Т.А. Калюжнова. – М. 2002. – 20 с. – http://www.dslib.net/economikaxoziajstva/regionalnyj-internet-marketing-kak-instrument-upravlenija-socialno-jekonomicheskim.html (дата обращения: 20.06.2017)

Каримова, Ш.Ш. Региональные особенности маркетинговой деятельности некоммерческих организаций в современных условиях: (на прим. Респ. Башкортостан): автореф. дис. … канд. экон. наук / Ш.Ш. Каримова. – Тамбов, 2004. – 24 с. – https://cyberleninka.ru/article/n/genezismarketinga-i-ego-sovremennaya-paradigma (дата обращения: 13.11.2017)

Карпова, Т.Ю. Маркетинговое управление муниципальным образованием. автореф. дис. …. канд. экон. наук / Т.Ю. Карпова. – Екатеринбург, 2001. – 27 с. – http://lib.ua-ru.net/diss/cont/ 198502.html (дата обращения: 09.08.2017)

Кузнецова, О.А. Маркетинг как методологический инструментарий системы оказания консультативных правовых услуг населению: дис. … канд. экон. наук / О.А. Кузнецова. – Сочи, 2005. – 145 с. – http://www.dissercat.com/content/marketingkak-metodologicheskii-instrumentariisovershenstvovaniya-sistemy-okazaniya-konsult (дата обращения: 29.09.2017)

Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер; под ред. д.э.н. О.А. Третьяк, к.э.н. Л.А. Волковой, Ю.Н. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 896 с.

Кухтинова, Л.Г. Экономический механизм управления сферой социальных услуг: (теория и практика): автореф. дис. … д-ра экон. наук / Л.Г. Кухтинов. – Самара, 2007. – 46 с. – http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/socialnyj marketing-v-sisteme-mestnogo-samoupravlenija.html (дата обращения: 29.01.2018)

Макареня, Т.А. Маркетинговый подход в управлении системой предоставления услуг / Т.А. Макареня. – https://cyberleninka.ru/article/n/ marketing-v-sfere-sotsialnyh-uslug-i-formirovanieinformatsionnoy-ekonomiki (дата обращения: 25.01.2018)

Маллаева, М.И. Особенности маркетинга в сфере социальных услуг / М.И. Маллаева // Вопросы структуризации экономики. – 2011. – https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostimarketinga-v-sfere-sotsialnyh-uslug (дата обращения: 19.09.2017)

Маслова, Т.Д. Методология и методы управления развитием социальных экологоэкономических систем: дис. ... д-ра экон. наук / Маслова Татьяна Дмитриевна. – http://lib.uaru.net/diss/cont/198502.html (дата обращения: 19.08.2017) 15. Мкртчян, К.М. Социальные услуги как фактор повышения качества жизни населения: автореф. дис. … канд. экон. наук / К.М. Мкртчян. – СПб., 2007. – 19 с. – http://www.dissercat.com/ content/marketing-kak-metodologicheskiiinstrumentarii-sovershenstvovaniya-sistemyokazaniya-konsult (дата обращения: 29.09.2017)

Нестор, О.В. Механизм управления рынком социальных услуг в условиях реформирования социальной сферы российской экономики: автореф. … дис. канд. экон. наук / О.В. Нестор. – СПб., 2005. – 17 с. – http://www.dissercat.com/content/ marketing-kak-metodologicheskii-instrumentariisovershenstvovaniya-sistemy-okazaniya-konsult (дата обращения: 29.09.2017)

Об утверждении положения о Министерстве социальной политики Свердловской области (с изменениями на 8 сентября 2016 года): Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2012 года № 485-ПП ( в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 05.07.2013 № 838-ПП, от 18.03.2014 № 188-ПП, от 15.07.2015 № 595-ПП).

План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р.

Пучкова, Е.И. Особенности маркетингового управления в сфере культуры: автореф. дис. … канд. экон. наук / Е.И. Пучкова. – М., 2002. – 23 с. – https://cyberleninka.ru/article/n/genezismarketinga-i-ego-sovremennaya-paradigma (дата обращения: 13.12.2017)

Решетников, А.В. Социальный маркетинг обязательного медицинского страхования в РФ: дис. … д-ра экон. наук. – М., 1997. – 595 с. – https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-sferesotsialnyh-uslug-i-formirovanie-informatsionnoyekonomiki (дата обращения: 15.12.2017) 21. Скоробогатых, И.И. Эволюция маркетинга в мире и в России: к 25-летию кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова / И.И. Скоробогатых // Маркетинг, логистика, сфера услуг. Вестник РЭУ. – 2014. – № 9. – https://cyberleninka.ru/ article/n/genezis-marketinga-i-ego-sovremennayaparadigma (дата обращения: 13.01.2018)

Степанычева, Е.В. Генезис маркетинга и его современная парадигма / Е.В. Степанычева, М.А. Джабраилов // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – Т. 10, № 11. – https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-marketinga-iego-sovremennaya-paradigma (дата обращения: 13.12.2017)

Фидиркин, А.В. Социальный маркетинг и стратегия интеграции инвалидов в общество: автореф. дис. … д-ра социол. наук / А.В. Фидиркин. – Новосибирск, 2002. – http://www.dissercat. com/content/sotsialnyi-marketing-i-strategiyaintegratsii-invalidov-v-obshchestvo#ixzz568v3ao7k (дата обращения: 16.01.2018)

Хвоевская, Л.И. Социальный маркетинг потребительского поведения: общие и региональные аспекты: автореф. дис. … канд. социол. наук / Л.И. Хвоевская. – Ростов н/Д, 1999. – 23 с.

Чунаков, А.И. Социальный маркетинг в системе местного самоуправления: дис. … канд. экон. наук. – Волгоград, 2007. – 140 с. – http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/socialnyjmarketing-v-sisteme-mestnogo-samoupravlenija.html (дата обращения: 19.01.2018).

Шибаева, М.В. Совершенствование системы управления развитием негосударственных некоммерческих организаций региона в сфере предоставления социальных услуг: автореф. дис. … канд. экон. наук / М.В. Шибаева. – Калининград, 2014. – 25 с. – http://www.dslib.net/economikaxoziajstva/sovershenstvovanie-sistemy-upravlenijarazvitiem-negosudarstvennyh-nekommercheskih.html (дата обращения 03.02.2018).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.