РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Екатерина Васильевна Пустынникова

Аннотация


Статья посвящена формированию стратегического партнерства между организациями высшего образования и потенциальными работодателями, предъявляющими спрос на рабочую силу. Основная миссия вузов заключается в подготовке специалистов в соответствии с профессиональными стандартами, которые, в свою очередь, являются нормативным требованием при приеме на работу и дальнейшей ротации персонала. Таким образом, организации системы высшего образования и работодатели – субъекты одного рынка, рынка труда, находящиеся в постоянном взаимодействии и успех от этого взаимодействия зависит от договоренностей и полноты их исполнения.  В современной хозяйственной практике стратегические партнёрства широко распространены в организациях разных форм собственности и отраслевой специфике и являются одной из эффективных моделей управления. В связи с этим мы считаем приоритетным разработку инструмента согласования интересов вузов и потенциальных работодателей производственной и непроизводственной сфер деятельности на условиях взаимовыгодного стратегического партнерства.  Материалы и методы. Методологической базой послужили результаты исследований ученых в области интеграционных процессов. Теоретическим основам и практике стратегического партнерства в системе высшего образования посвящено значительное количество отечественных и зарубежных публикаций. Большой вклад в исследование различных аспектов университетского управления был сделан в работах ученых: Миляевой Л.Г., Борисовой О.В., Борисовой А.А., Вознесенской Е.Д., Винокуровой Н.М., Клюева А.К., Константиновского Д.Л., О.Н. Павловой, И.В. Тараскиной, Тимофеевой Е.С., Эфендиева А.Г. и других. Однако, несмотря на множество существующих рекомендаций, не сформирован универсальный инструментарий согласования интересов взаимодействия вузов и потенциальных работодателей как основного потребителя образовательных услуг. Данный спектр вопросов требует теоретического и практического обоснования, что делает тему исследования актуальной и определяет постановку целей и задач публикации.  В данной статье изложены основные аспекты интеграционных процессов в области стратегического партнерства, представлены подходы согласования интересов университетов и работодателей в вопросах профильного обучения, стажировок, трудоустройства выпускников, повышения квалификации и перепрофилирования персонала.  Результат исследования. Дано описание причинно-следственных связей интеграционных процессов. Показано, что интеграционный подход при подготовке трудовых ресурсов на основе согласования интересов по производственно-образовательному, научно-производственному и производственноинфраструктурному уровням взаимодействия вузов и потенциальных работодателей, позволит усилить конкурентные преимущества субъектов стратегического партнерства. Обсуждение и заключение. Авторская гипотеза исследования исходит из того, что для устойчивого развития и усиления конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг вузам необходимо сделать приоритетным развитие интеграции в бизнес-среде. По мнению автора, интеграционные процессы в системе подготовки высококвалифицированного персонала, благоприятно отразятся на развитии высшего образования и предприятий разной отраслевой направленности, что в целом позитивно скажется на экономической безопасности государства.

Ключевые слова


профессиональная подготовка; непрофильная занятость выпускников; согласование интересов; субъекты реального сектора экономики; развитие системы высшего образования; конкурентные преимущества.

Полный текст:

PDF

Литература


Амбарова, П.А. Управление университетами в оценках образовательных общностей / П.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 3 (109). – С. 100–111. 2. Беляков, С.А. Отражение задач развития образования в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / С.А. Беляков // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 1(107). – С. 5–15. 3. Борисова, А.А. Готовность будущих специалистов состояться в профессии (индикаторы мониторинга) / А.А. Борисова, В.С. Тимофеев, А.Ю. Тимофеева // Труд и социальные отношения. – 2013. – № 2. – С. 62–80. 4. Борисова, А.А. Выпускники вузов на рынке труда: индикаторы мониторинга и ограничители профильной занятости / А.А. Борисова, А.Ю. Тимофеева // Университетское управление: практика и анализ. – 2014. – № 1 (107). – С. 71–80. 5. Винокурова, Н.М. Управление развитием профориентационной деятельности университета / Н.М. Винокурова // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 5 (99). – С. 106–114. 6. Вишневская, Н.Т. Модели первичной профессиональной подготовки в современных экономиках / Н.Т. Вишневская // Вопросы образования. – 2010. – № 4. С. 5–29. 7. Гераськин, М.И. Согласование экономических интересов в корпоративных структурах: монография / М.И. Гераськин. – М., 2005. – 293 с. 8. Гордон, Винстон. Субсидии, рыночная власть и образовательная среда: особенности экономики высшего образования / Гордон Винстон; пер. с анг. А. Ковалевой // Вопросы образования. – 2005. – № 1. – С. 87–117. 9. Клюев, А.К. Университет в бизнес-среде региона: как есть и как надо / А.К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 1 (107). – С. 96–107. 10. Князев, Е. А. Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании / Е.А. Князев, Н.В. Дрантусова // Вопросы образования. – 2014. – № 2. – С. 111.

Лутовина, К.В. Почему выпускники вузов не работают по специальности / К.В. Лутовина // Молодой ученый. – 2017. – № 36. – С. 69–72. – https://moluch.ru/archive/170/45594/ (дата обращения: 14.08.2018). 12. Миляева, Л.Г. Анализ конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений: монография / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова. – Бийск: Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2009. – 142 с. 13. Павлова, О.Н. Профильность трудоустройства выпускников вузов: анализ данных социальных сетей / О.Н. Павлова, Ф.А. Казин, Н.А. Бутаков // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 3 (109). – С. 38–56. 14. Пустынникова, Е.В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах: на примере Ульяновской области: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Е.В. Пустынникова. – Ульяновск, 2012. – 298 с. 15. Романцев, Г.М.Профессиональное мышление как фактор развития профессионального образования на современном этапе / Г.М. Романцев, Н.В. Ронжина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 3–4 (46–47). – С. 72–79. – http://elibrary.ru/item.asp?id=20794717 (дата обращения: 22.08.2017) 16. Сандлер, Д.Г. Интеграция многообразия на основе ценностей развития / Д.Г. Сандлер, А.Д. Зорина // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 2 (102). – С. 35–50. 17. Сущенко, А.Д. Дополнительное образование: приоритеты студентов и работодателей / А.Д. Сущенко // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 6(100). – С. 90–99. 18. Тараскина, И.В. Высшее образование в контексте формирования профессионального мышления студентов / И.В. Тараскина // Вопросы интеграции. – 2016. – № 1. – С. 82–87. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.082-087 19. Тараскина, И.В. Необходимые условия повышения качества образования / И.В. Тараскина // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. – 2009. – № 8. – С. 199–201. 20. Эфендиева, А.Г. Карьера выпускниковменеджеров: вызовы российскому образованию / А.Г. Эфендиева, Е.С. Балабанова // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: сб. науч. тр. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009. – С. 19–38. 21. Смирнов, В.А. Интеграция университета в региональные процессы: возможные стратегии и ключевые факторы риска // Университетское управление: практика и анализ. – 2014. – № 4. – С. 57–68.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.