Субъективная и объективная реаль- ность в пространстве произведения искусства (на примере работ И. Ю. Верпета, Ю. Д. Деева, В. Ф. Капелько)

Татьяна Юрьевна Серикова, Марина Валентиновна Москалюк

Аннотация


Понятие «субъективная реальность», введенное в научный обиход Д. И. Дубровским в
1968 году, в настоящее время активно употребляется в философии и психологии, но в такой
области как искусство используется редко. Однако характер и особенности современного
художественного творчества не позволяют описывать его в категориях и терминах, свой-
ственных исключительно искусствознанию. Все очевиднее становится ключевое значение
понятия «субъективная реальность» для исследования творчества художников рубежа XX и
XXI веков, поскольку оно направлено на раскрытие личностного духовного пространства, ко-
торое сегодня является определяющим моментом изобразительной творческой деятельности.
Поскольку «субъективная реальность» является парным, антитезным понятием объективной
действительности и находится с ней в диалектическом единстве, то данные понятия необходимо
рассматривать параллельно, сравнивая и противопоставляя их. Наиболее полно и системно это
можно сделать на материале изобразительного искусства, отражающего видимую реальность
и одновременно выражающего внутренний мир художника. Комплекс методов, свойственных
философии и искусствознанию, позволяет найти ответ на вопрос об особенностях бытования
объективной и субъективной реальностей в пространстве произведения искусства. В сферу ана-
лиза вовлекаются понятия: объективная реальность, субъективная реальность, художественная
реальность, пространство произведения искусства, тем самым расширяется и прорабатывается
понятийный аппарат философии и искусствознания. Научная новизна приведенных исследо-
ваний очевидна, так как целенаправленно данные задачи решаются впервые.


Ключевые слова


примитивизм, пространство произведения искусства, субъективная реальность, объективная реальность, художественная реальность

Полный текст:

PDF

Литература


Гусев, С. С. «Коммуникативная природа субъек-

тивной реальности. Статья вторая» / С. С. Гусев //

Эпистемология и философия науки. — 2005. — Т. 3,

№ 1. — С. 15—34.

Кандрашкина, О. О. Категории пространства,

времени и хронотопа в художественном произведении и

языковые средства их выражения / О. О. Кандрашкина //

Известия Самарского научного центра РАН. — 2011. —

№ 2-5. — С. 1217—1221.

Петров, А. Н. Моделирование субъективной реаль-

ности / А. Н. Петров. — URL: http://nounivers.narod.ru/

pub/ap2egor.htm [Дата обращения: 25 декабря 2018].

Сафронов, А. В. «Проблема определения понятия

«субъективная реальность» в современном контексте:

диалектика человеческой реальности, случайности и

необходимости» / А. В. Сафронов // Современная наука:

актуальные проблемы теории и практики. Сер. Позна-

ние. — 2017. — № 5—6 (66—67). — С. 83—89.

Сомсикова, О. А. Художественная реальность аб-

страктного экспрессионизма / О. А. Сомсикова // Вестник

Волгоградского государственного университета. Сер. 7,

Философия. Социология и социальные технологии. —

— № 2 (8). — С. 77—79.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh190212

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.