Субъективная и объективная реаль- ность в пространстве произведения искусства (на примере работ И. Ю. Верпета, Ю. Д. Деева, В. Ф. Капелько)
Аннотация
Понятие «субъективная реальность», введенное в научный обиход Д. И. Дубровским в
1968 году, в настоящее время активно употребляется в философии и психологии, но в такой
области как искусство используется редко. Однако характер и особенности современного
художественного творчества не позволяют описывать его в категориях и терминах, свой-
ственных исключительно искусствознанию. Все очевиднее становится ключевое значение
понятия «субъективная реальность» для исследования творчества художников рубежа XX и
XXI веков, поскольку оно направлено на раскрытие личностного духовного пространства, ко-
торое сегодня является определяющим моментом изобразительной творческой деятельности.
Поскольку «субъективная реальность» является парным, антитезным понятием объективной
действительности и находится с ней в диалектическом единстве, то данные понятия необходимо
рассматривать параллельно, сравнивая и противопоставляя их. Наиболее полно и системно это
можно сделать на материале изобразительного искусства, отражающего видимую реальность
и одновременно выражающего внутренний мир художника. Комплекс методов, свойственных
философии и искусствознанию, позволяет найти ответ на вопрос об особенностях бытования
объективной и субъективной реальностей в пространстве произведения искусства. В сферу ана-
лиза вовлекаются понятия: объективная реальность, субъективная реальность, художественная
реальность, пространство произведения искусства, тем самым расширяется и прорабатывается
понятийный аппарат философии и искусствознания. Научная новизна приведенных исследо-
ваний очевидна, так как целенаправленно данные задачи решаются впервые.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Гусев, С. С. «Коммуникативная природа субъек-
тивной реальности. Статья вторая» / С. С. Гусев //
Эпистемология и философия науки. — 2005. — Т. 3,
№ 1. — С. 15—34.
Кандрашкина, О. О. Категории пространства,
времени и хронотопа в художественном произведении и
языковые средства их выражения / О. О. Кандрашкина //
Известия Самарского научного центра РАН. — 2011. —
№ 2-5. — С. 1217—1221.
Петров, А. Н. Моделирование субъективной реаль-
ности / А. Н. Петров. — URL: http://nounivers.narod.ru/
pub/ap2egor.htm [Дата обращения: 25 декабря 2018].
Сафронов, А. В. «Проблема определения понятия
«субъективная реальность» в современном контексте:
диалектика человеческой реальности, случайности и
необходимости» / А. В. Сафронов // Современная наука:
актуальные проблемы теории и практики. Сер. Позна-
ние. — 2017. — № 5—6 (66—67). — С. 83—89.
Сомсикова, О. А. Художественная реальность аб-
страктного экспрессионизма / О. А. Сомсикова // Вестник
Волгоградского государственного университета. Сер. 7,
Философия. Социология и социальные технологии. —
— № 2 (8). — С. 77—79.
DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh190212
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.