СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Геннадий Николаевич Сериков

Аннотация


Разрешение противоречия между природоопределенными потребностями человека в познании себя и окружающего мира и социально обусловленными соображениями относительно ценности образования человека обусловливают необходимость поиска приемлемого образа цели и возможного результата образования. Такого рода образ образованного человека может быть выражен в форме социальной значимой образованности, которая развивается с учетом его индивидуальных особенностей. В статье предлагается возможный образ образованности человека, ориентируясь на который, он сам и партнеры могут способствовать разрешению соответствующего противоречия. Социальная значимая образованности как перспективная цель образования человека выводилась, в соответствии с существующими теориями человековедческих наук и с опорой на личный опыт автора в научной и педагогической деятельности. Основной результат – предложенный системный образ образованности человека, в структуру которого входят знания об отношениях людей с собой, друг с другом, с представителями окружения, умения пользоваться усвоенными знаниями в разных аспектах жизнедеятельности, которые, вместе с навыками, трактуются как умелость, а также личностные качества человека, обусловливающие его компетентность в реализации прогрессивных устремлений государства и общества, в здоровьесбережении, и в ценной для человека самореализации, – составляет научную новизну работы. Выявлены взаимосвязи между знаниями, умениями, навыками и личностными качествами человека, имея в виду которые, можно выстраивать стратегию образования человека, в которой сочетались бы личные и государственно-общественные потребности в образованных людях. Опираясь на предложенный образ образованности как на ориентировочную основу совместной деятельности всех субъектов, можно проектировать и реализовывать в практике образования людей комплексы педагогически целесообразных средств, пользование которыми будет способствовать развитию образованных людей, способных к разумному сочетанию исполнения возлагаемых на них социальных ролей с самореализацией социально приемлемым образом.


Ключевые слова


образованность, знания, умения, навыки, умелость, личностные качества, компетентность, здоровье, готовность к участью в реализации прогрессивных устремлений государства и общества

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.