ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГА

Наталья Викторовна Уварина, Алексей Викторович Савченков

Аннотация


Педагогическую деятельность можно отнести к ряду профессий, наиболее интеллек-
туально и эмоционально напряженных, она все чаще связана с большим количеством
стресс-факторов. Профессиональная устойчивость педагога позволяет минимизировать
данные негативные влияния, успешно справляться с ними, оставаясь в оптимальном пси-
хическом и физиологическом состоянии, успешно, длительно выполнять профессиональ-
ную деятельность. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследо-
вания, данная проблема остается до сих пор актуальной и требует дальнейшего исследо-
вания. Целью данной статьи является теоретический анализ зарубежной и отечественной
научной литературы по проблеме исследования и выявления уровня сформированности
эмоциональной устойчивости студентов педагогического вуза.
Проведенный теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по про-
блеме исследования позволил сделать следующие выводы: 1) педагогическая деятельность
с каждым годом является все более эмоционально напряженной и характеризуется наличи-
ем большого количества стресс факторов, поэтому развитие профессиональной устойчиво-
сти педагогов является важнейшей задачей для образовательных организаций; 2) в зару-
бежной литературе понятие «профессиональная устойчивость» практически не встречается,
вместо него используются термины, близкие по значению: «эмоциональная устойчивость»,
«эмоциональный интеллект», «самоэффективность учителя», которые, по нашему мнению,
можно рассматривать как компоненты профессиональной устойчивости педагогов.
Оценка мотивационного компонента эмоциональной устойчивости производилась при
помощи методики «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса, когнитивного компонента
посредством методики В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения (СППМ)»,
эмоционального компонента при помощи методики Ч.Д. Спилбергера «Диагностика само-
оценки тревожности», адаптированной Ю.Л. Ханиным. Эмпирическое исследование позво-
ляет сделать следующие выводы: 1) около четверти студентов имеют высокий уровень мо-
тивации защиты, они боятся начинать что-то новое, испытывают страх перед публичными
выступлениями и экзаменами, что несомненно отрицательно сказывается на их эмоцио-
нальной устойчивости; 2) у юношей уровень саморегуляции выше, им больше свойственна
реалистичность и детализированность планов, при этом у половины респондентов отмечен
низкий уровень саморегуляции; 3) у значительной части студентов (около 40 %) преоблада-
ет высокий уровень личностной тревожности, они большинство ситуаций воспринимают
как угрожающие, и реагируют на них состоянием тревоги, что, несомненно, является отри-
цательным фактором для формирования их эмоциональной устойчивости.
Обобщая вышесказанное, отметим, что эмоциональная устойчивость педагогов явля-
ется важнейшим компонентом их профессиональной устойчивости, и работа по ее разви-
тию является перспективной задачей для педагогических вузов.


Ключевые слова


эмоциональная устойчивость; профессиональная устойчивость; педагогическая деятельность; компоненты эмоциональной устойчивости; саморегуляция; тревожность

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped190204

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.