НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НА СОХРАНЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ МИРА

И.О. Котлярова, Я.В. Семенова

Аннотация


Диалектическое понимание мира позволяет зафиксировать обострение противоречий в современном мире, одна сторона которых обусловлена высшими потребностями (познавательной потребностью, потребностью самореализации, потребностью в социальном признании) людей и их преобразующей инженерной деятельностью, а вторая, – угрозой потери контроля над последствиями, не всегда позитивными, вмешательства человечества в естественные процессы развития мира. Снижение остроты противоречия возможно на основе увеличения социально-профессиональной ответственности инженеров как за протекание процессов инженерной деятельности, так и за их результаты и последствия. Целью статьи является изучение явления социально-профессиональной ответственности
инженеров, его определение и моделирование воспитания соответствующего многогранного качества у будущих инженеров. Исследование выполнено в контексте идеи обеспечения безопасности мира и сохранения устойчивости его развития, что обусловило выбор совокупности методологических подходов к его осуществлению: системного, акмеологического, аксиологического, праксеологического. В рамках данной методологии выявлены особенности профессиональной деятельности инженера в современном цифровом мире; определено содержание понятия «социально-профессиональная ответственность инженера в цифровом мире» в контексте сохранения устойчивого развития мира, дано его определение; разработана модель социально-профессиональной ответственности инженера в цифровом мире; охарактеризованы специфические признаки системы воспитания этого качества у будущих инженеров при их обучении в магистратуре в целях сохранения устойчивого развития мира; определены подходы к воспитанию ответственного инженера, которые могут стать ориентировочной основой воспитательного процесса в организации высшего образования.


Ключевые слова


инженер, инженерная деятельность, устойчивое развитие, безопас- ность, социально-профессиональная ответственность, образование, воспитание, магистратура.

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped210207

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.