ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ НЕЙРОПЕДАГОГИКИ

Наталья Олеговна Вербицкая

Аннотация


Переход к цифровой цивилизации, которая является визитной карточной третьего ты-
сячелетия, порождает новую социальную реальность, виды деятельности, которые тре-
буют непрерывного обучения. Для анализа путей цифровой трансформации непрерывно-
го образования в статье рассмотрена общая картина жизнедеятельности человека в новом
цифровом пространстве. Для представления исследования использована модель нахожде-
ния человека в непрерывном многомерном цифровом потоке. Поток – это не просто вре-
менное погружение в цифровую реальность, а новая непрерывно изменяющаяся среда
обитания, в которой наряду с естественными биологическими (витальными) потребно-
стями на первый план выходит деятельность нейронных сетей головного (часто и спинно-
го) мозга, который, обрабатывая сенсорные сигналы определенного диапазона, формиру-
ет для человека новую реальность, основанную на цифровом восприятии, представлении
и даже сознании. В статье дано определение понятия «непрерывный цифровой поток ин-
тернет-пространства». Показано, что в человеческом мозге, долго находящемся в цифро-
вом потоке, происходят неизбежные изменения. Приведена оценка времени пребывания
мозга человека в цифровом потоке. Огромное, все возрастающее количество людей во
всем мире находится в прямом сенсорном соединении с цифровым пространством, за-
гружая свои сенсорные каналы интенсивным потоком данных с повышающейся скоро-
стью. Цифровые трансформации непрерывного образования происходят в ситуации, ко-
гда ребенок, подросток, молодой человек погружен в цифровое виртуальное интернет-
пространство обучения и социализации. Биологическая адаптация человека в непрерыв-
ном интернет-потоке может проходить по позитивному и негативному типу. Представлены
черты негативного типа адаптации: клиповое мышление, снижение потребности и спо-
собности запоминать, интернет-зависимость, подверженность интернет-манипуляциям,
деструктивные физиологические изменения. Также проанализированы черты позитивного
типа адаптации в сети интернет: виртуальная познавательная и учебная деятельность;
виртуальная игровая деятельность; виртуальная коммуникативная и социальная деятель-
ность; профессиональная деятельность в интернете; бизнес в интернете. Позитивные чер-
ты часто тесно граничат с негативными адаптационными процессами. Представленный
анализ обосновывает необходимость для нового витка отрасли педагогической науки –
цифровой нейропедагогики, на методологической базе нейропедагогики, появившейся в
конце XX века. Зарубежный часто встречающийся аналог – educational neuroscience или
шире – cognitive neuroscience. Для исследования процессов дальнейшего погружения в
суть поведения мозга в цифровом потоке формирование нового нейропедагогического
знания необходимо для того, чтобы понять, как в этой новой среде сделать обучение и –
шире – социализацию педагогически управляемым процессом.


Ключевые слова


Ключевые слова: цифровая трансформация непрерывного образования, непрерывный многомерный цифровой поток, нейросеть головного мозга, цифровая нейропедагогика.

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/10.14529/ped190301

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.