ИСТОРИЯ УЧЕБНИКА ФИЗИКИ КАК МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В РОССИИ (К РАЗРАБОТКЕ КУРСА «ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ФИЗИКИ»)
Аннотация
В России в самом начале ХХ века завершается в основном формирование методики
обучения физике как педагогической науки, это означает, в частности, что формируются
методы обучения, специфичные для обучения физике. Эти методы находят отражение и за-
крепляются не только в работах по методике обучения физике, но и в учебной литературе,
непосредственно обращённой к ученику и учителю: учебникам, сборникам задач и решеб-
никам, руководствам по лабораторным работам и демонстрационному эксперименту, т. е.
к учебнику в широком смысле этого слова. Одним из признаков определённой завершённо-
сти процесса формирования методики физики как науки является обращение ведущих фи-
зиков-методистов к истории становления методики обучения физике. Объектом их иссле-
дований становятся учебники, издававшиеся в России в XVIII–XIX веках. Научная тради-
ция изучения истории методики обучения физике была продолжена и в советское время.
В ХХ веке создаётся теория учебника, выясняются его дидактические функции, опре-
деляется дидактический аппарат, в соответствии с этим совершенствуются сами учебни-
ки. В дидактике складывается представление о методической системе обучения, о том,
что учебник в некотором смысле может рассматриваться как модель такой системы.
В XXI веке теория учебника претерпевает заметные изменения, в связи с чем возникает
проблема преемственности, необходимости анализа как изменяющихся дидактических
функций учебника, так и развития аппарата учебника в целом.
В рамках настоящей публикации предпринята попытка обосновать саму возможность
рассматривать историю становления учебника физики как модель для изучения становле-
ния методики обучения. При этом на конкретных примерах рассмотрено изменение во
времени содержания учебников физики, их структурирования, проведён сравнительный
анализ с зарубежными публикациями.
Представленный в статье материал может служить основой для создания курса «Ис-
тория методики обучения физике».
В заключении статьи определены направления дальнейших научных исследований
в этой области.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped190303
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.