ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАСТАВНИЧЕСТВЕ СТУДЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕРЕБРЯНОГО УНИВЕРСИТЕТА МГПУ

Эля Ванушевна Хачатрян, Татьяна Михайловна Ковалева

Аннотация


В настоящее время многообразие образовательных услуг требует от человека способ-
ности ориентироваться в этом потоке, самостоятельной навигации и осуществления осоз-
нанного выбора на основе приоритетных целей и потребностей самого человека. Само-
стоятельно разобраться в этих процессах и потоке представленных образовательных ус-
луг человек оказывается не в состоянии без сопровождения наставника-тьютора. В статье
представлены различные организационные формы, технологии, методы и стратегии, ко-
торые используются в России при реализации наставнической деятельности; сделана по-
пытка обосновать тьюторство как один из видов наставничества; дана характеристика
технологии развития критического мышления как технологии открытого образования, ко-
торую можно использовать для организации тьюторского сопровождения образователь-
ного и профессионального развития студентов и обучающихся Серебряного университета
МГПУ. Авторы соотносят стадии технологии развития критического мышления с этапа-
ми полного тьюторского действия, в рамках которых происходит тьюторское сопровож-
дение обучающихся: создание открытой образовательной среды, осуществление образо-
вательной навигации и масштабирование. 

Осуществлен анализ технологических приемов,
используемых тьютором в процессе тьюторского сопровождения образовательного и про-
фессионального развития студентов и обучающихся Серебряного университета МГПУ на
всех этапах реализации полного тьюторского действия. Создание открытой образователь-
ной среды на стадии вызова позволяет актуализировать личный опыт и знания обучаю-
щихся в рамках тех областей знания, которые представляют для них наибольший интерес.
Используя ресурсы технологии развития критического мышления, тьютор или преподава-
тель с тьюторской компетентностью создает для обучающихся текстовую открытую об-
разовательную среду, которая обладает всеми ее характеристиками: открытостью, вариа-
тивностью, избыточностью, неструктурированностью и провокативностью. Технологи-
ческий инструментарий, используемый на смысловой стадии, позволяет осуществлять
образовательную навигацию. На стадии рефлексии масштабирование достигается через
рефлексивные вопросы тьютора, организацию устной и письменной рефлексии, которые
становятся отправной точкой для самостоятельного дальнейшего развития интересов
обучающихся и создают новый масштаб в реализации своего образования.


Ключевые слова


наставничество, тьюторство, образовательное и профессиональное развитие, студенты, обучающиеся Серебряного университета МГПУ, технология развития критического мышления, стадии технологии, текстовая открытая образовательная среда, образовательная навиг

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped200305

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.