ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Римма Алексеевна Литвак

Аннотация


В статье раскрывается значимость инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) с позиции их вхождения в коллектив детей, не имеющих
отклонений в здоровье. Теоретико-методологической основой концепции изложения со-
держания статьи являются такие подходы, как системный, социокультурный, комп-
лексный. Данные подходы и принципы способствуют раскрытию компонентов процесса
инклюзивного образования, помогают выделить ценности и особенности самого процес-
са, а также осмыслить условия формирования личности в инклюзивном образовании,
обеспечивая развитие культуроцентрических образцов общения и отношения в социуме.
В статье обоснована целесообразность использования принципов социокультурной инте-
грации, собственного видения ребенком с ОВЗ решения социальных проблем, ресурсного
обеспечения инклюзивной практики в развитии личности ребенка. Реализация раскрытых
принципов влияет на развитие теории и практики вхождения детей с ОВЗ в различные
детские коллективы, формируя ценности человеческой жизни, оригинальные способы
взаимодействия с окружающей действительностью. Обосновано педагогическое сопро-
вождение детей с ОВЗ, которое удалось организовать на опытно-экспериментальной
площадке вузов, детских библиотек и в открытом социуме, где дети формируют социаль-
ный опыт, непосредственно участвуя в проектах, конкурсах. Показаны риски и трудно-
сти, даны предложения по дальнейшему развитию инклюзивного образования. Приведен
пример научно-практической деятельности лаборатории по развитию инклюзивного об-
разования и реализации основных направлений комплексной программы, апробация ко-
торой происходит в условиях информального образования, включающего содержание таких
компонентов, как психолого-педагогическое и социальное сопровождение; психолого-
педагогическую диагностику; содержание и нормы профессиональной этики. Результаты
эффективности комплексной программы зависят от созданных условий, которые апроби-
рованы на практике и стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях
различного статуса.


Ключевые слова


инклюзивное образование, объекты информального образования, социокультурная интеграция, ресурсное обеспечение

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped200309

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.