«ТОКСИЧНОЕ» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ

Л. Н. Овинова, Е. Г. Шрайбер

Аннотация


Изменения в социально-педагогическом взаимодействии людей, особенно негативные, отражающиеся на педагогическом общении в вузе между преподавателем и студентом, должны подвергаться тщательному анализу и мониторингу, так как имеют непосредственное влияние на качество образования в высшей школе. Актуальность исследования продиктована обращающими на себя внимание единичными ситуациями «токсичного» общения в вузе. Цель статьи – анализ состояния педагогического общения на предмет его «токсичности». В качестве задач исследова-
ния авторами изучено понятие педагогического общения в вузе и некоторых его аспектов, связанных с проявлением «токсичности» в учебно-педагогическом взаимодействии; проанализировано понятие «токсичного» общения и его признаков; выявлены причины и предпосылки возникновения «токсичного» общения между педагогами и студентами: особенности цифрового поколения студентов, снижение коммуникативных навыков из-за влияния цифровизации и информатизации общества на становление личности обучающихся – представителя поколения Z, социальные и куль-
турные различия преподавателей и студентов. Для исследования вопросов, связанных с проблемой
«токсичного» педагогического общения и его проявления в учебно-педагогическом взаимодействии, авторами были использованы методы анализа психолого-педагогической литературы и профессиональной деятельности преподавателей, наблюдения и анонимного анкетирования преподавателей
кафедры иностранных языков и студентов 1-го и 2-го курсов бакалавриата ЮУрГУ. По результатам исследования было установлено, что на сегодняшний день критических девиантных тенденций в рамках учебно-педагогического взаимодействия нет. Тем не менее для предупреждения возможных
проявлений «токсичного» общения в будущем в силу ряда выявленных причин авторами на основе гуманно ориентированной системно-синергетической методологии Г.Н. Серикова предложена идея моделирования учебно-педагогического взаимодействия в рамках разработанной системы воспитательной работы кафедры иностранных языков ЮУрГУ, реализуемой преподавателями кафедры на
занятиях по иностранному языку и во внеучебной деятельности через общекафедральные воспитательные мероприятия, утвержденные заведующим кафедрой. Совместная воспитательная (учебная и внеучебная) деятельность преподавателей и студентов, по мнению авторов, направленная на воспитание качеств личности и развитие коммуникативных навыков, является благоприятной средой, способствующей нивелированию трудностей и ошибок педагогического общения, повышая тем самым качество образовательного процесса в целом.

Ключевые слова


педагогическое общение, токсичное общение, учебно-педагогическое взаимо- действие, поколение Z, цифровизация, студенты бакалавриата, преподаватели

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped220304

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.