ФАКТОРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Геннадий Николаевич Сериков, Сергей Геннадьевич Сериков, Константин Сергеевич Буров

Аннотация


В свете идей человекоцентрированного образования предложена авторская концепция понятия «самоопределение человека» как внутриличностная система лично ценных потребностей и собственных возможностей, необходимых для осуществления отношений с собой (в самореализации) и с окружением (в исполнении гуманитарных и трудовых функций). Это позволяет выделить существенные аспекты самоопределения и характеристики его качества как функционального свойства данной системы. В генетическом аспекте система самоопределения человека меняет свои свойства в лонгитюдном процессе осуществляющихся отношений с собой и с окружением. Определены критерии качества самоопределения обучающихся: привлекательность и полезность тех или иных отношений человека с собой и с окружением; содержательная характеристика поведения и действий человека, проявившихся в состоявшихся отношениях с собой и с окружением; мнение человека о лично ценных потребностях и о возможностях их удовлетворения в отношениях с собой и (или) с кем-то (чем-то) из окружения. Авторы сосредоточили внимание на возможностях развития самоопределения человека в образовательных отношениях обучающихся с собой и с педагогическим персоналом, сопровождающим образовательную деятельность каждого из них. В статье охарактеризованы факторы педагогического влияния на самоопределение обучающихся в процессе гуманно ориентированных субъект-субъектных образовательных отношений с каждым из них: содержание образования, методы и формы организации образовательных отношений педагога с обучающимися, профессиональные качества педагогов. В целом педагогические факторы охарактеризованы как основа самоопределения обучающихся в самореализации и в участии в гуманитарных и в профориентационных отношениях с собой, с педагогами и представителями сферы общественного производства. Предполагается, что образовательные отношения обучающихся с партнерами в гуманитарных и в профориентационных отношениях должны бы служить внешним основанием для «запуска» внутренних резервов обучающихся в процессе самоопределения каждого из них.


Ключевые слова


гуманитарное самоопределение, качество самоопределения человека, образовательные отношения, профессиональное самоопределение, самоопределение человека, самореализация человека, педагогическое содействие самоопределению обучающихся

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped170302

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.